Молитвенное правило: читать или не читать?

Научитесь просить прощения

Перед Причастием все верующие поют молитву Господню –

«Отче наш». На содержании и смысле молитвы Господней я бы хотел остановиться отдельно. Читать ее нужно вдумчиво, соотнося содержание молитвы со своей жизнью. Молитва Господня не должна превращаться в то, что произносится быстро и без внимания. Господь дал нам ее как образец того, о чем нужно в первую очередь просить в молитве.

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» (Мф. 6:12) – когда мы произносим эти слова молитвы Господней, мы должны честно ответить самим себе на один вопрос. А действительно ли я прощаю? Мы просим у Бога прощения за наши грехи и, говоря Богу «прости», мы обязательно должны находить в себе силы сказать «прощаю» другому человеку. Это непросто. Часто обиды переполняют нас, и порой то, что другому человеку кажется мелочью, для нас является непреодолимым препятствием для общения, дружбы и любви. Вчитываясь в слова молитвы Господней, мы должны просить у Бога сил и мудрости для прощения тех, кто нас обидел и на кого мы держим обиду или озлоблены. Отсутствие мира в душе может мешать нашему диалогу с Богом. Именно поэтому главным правилом перед причастием Святых Христовых Таин является мирное состояние души. Приходя ко Христу, мы должны быть в мире со всеми. Именно это стремление к миру делает нас ближе к Богу. 

Перед Причастием эта молитва поется вот почему. В прошении «хлеб наш насущный дай нам на сей день», мы просим Бога не только о даровании необходимого для жизни пропитания, но и о том, чтобы Он дал нам по милости и любви своей возможность причаститься Его Тела и Крови, участвовать в Трапезе Господней, в Таинстве Евхаристии.

Блаженный Августин, подчеркивая важность регулярного участия в Таинстве Евхаристии, пишет так: «Если ты сегодня не причащался, то не следует тебе и молитву «Отче наш» произносить, иначе всуе прозвучит прошение «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Эту молитву знает каждый, и именно с ней люди ассоциируют свой, пусть даже самый минимальный, молитвенный опыт.

Я часто спрашиваю у людей, которые впервые подходят на Исповедь, о том, как они молятся. Большинство свидетельствует, что читает утром и вечером молитву Господню. Вдумчивое чтение и размышление над словами молитвы Господней многому может нас научить.

Келейное правило

На каком-то этапе наших размышлений о месте молитвы в нашей жизни человек приходит к мысли о том, что нужно читать не только «Отче наш» утром и вечером, а расширять и разнообразить молитвенный запас. Это логично и естественно. Рост в духовной жизни можно сравнить со взрослением человека. Будучи младенцами, мы довольствуемся всего несколькими словами для связи с миром и близкими людьми. Взрослея, мы расширяем свой кругозор. Естественно, расширяется и наш словарный запас. Так же и в жизни духовной.

Многие из нас слышали словосочетание «молитвенное правило», «келейное правило». Где находится это правило, из каких молитв оно состоит? Если мы возьмем в руки молитвослов, то найдем в нем разные молитвы, которые читаются в той или иной жизненной ситуации. В первую очередь – утренние и вечерние. Традиционно тексты в молитвослове печатаются на церковно-славянском языке. Это не должно нас смущать. Для понимания и толкования публикуются также переводы молитв на русский язык.

Обычно слова молитв составлены для обращения от мужского лица: «Помилуй меня грешного», «Наставь и поддержи меня, раба Твоего» и т. д. Что же в этом случае делать женщинам? Вполне допустимо переложить слова молитвы с мужского на женский род. Грехом это не является, как иногда приходится слышать от некоторых прихожан. 

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, с. Песчанка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 4

АРХИВ ГАЗЕТЫ