Молитвенное правило: читать или не читать?
Научитесь просить прощения
Перед Причастием все верующие поют молитву Господню –
«Отче наш». На содержании и смысле молитвы Господней я бы хотел остановиться отдельно. Читать ее нужно вдумчиво, соотнося содержание молитвы со своей жизнью. Молитва Господня не должна превращаться в то, что произносится быстро и без внимания. Господь дал нам ее как образец того, о чем нужно в первую очередь просить в молитве.
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» (Мф. 6:12) – когда мы произносим эти слова молитвы Господней, мы должны честно ответить самим себе на один вопрос. А действительно ли я прощаю? Мы просим у Бога прощения за наши грехи и, говоря Богу «прости», мы обязательно должны находить в себе силы сказать «прощаю» другому человеку. Это непросто. Часто обиды переполняют нас, и порой то, что другому человеку кажется мелочью, для нас является непреодолимым препятствием для общения, дружбы и любви. Вчитываясь в слова молитвы Господней, мы должны просить у Бога сил и мудрости для прощения тех, кто нас обидел и на кого мы держим обиду или озлоблены. Отсутствие мира в душе может мешать нашему диалогу с Богом. Именно поэтому главным правилом перед причастием Святых Христовых Таин является мирное состояние души. Приходя ко Христу, мы должны быть в мире со всеми. Именно это стремление к миру делает нас ближе к Богу.
Перед Причастием эта молитва поется вот почему. В прошении «хлеб наш насущный дай нам на сей день», мы просим Бога не только о даровании необходимого для жизни пропитания, но и о том, чтобы Он дал нам по милости и любви своей возможность причаститься Его Тела и Крови, участвовать в Трапезе Господней, в Таинстве Евхаристии.
Блаженный Августин, подчеркивая важность регулярного участия в Таинстве Евхаристии, пишет так: «Если ты сегодня не причащался, то не следует тебе и молитву «Отче наш» произносить, иначе всуе прозвучит прошение «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Эту молитву знает каждый, и именно с ней люди ассоциируют свой, пусть даже самый минимальный, молитвенный опыт.
Я часто спрашиваю у людей, которые впервые подходят на Исповедь, о том, как они молятся. Большинство свидетельствует, что читает утром и вечером молитву Господню. Вдумчивое чтение и размышление над словами молитвы Господней многому может нас научить.
Келейное правило
На каком-то этапе наших размышлений о месте молитвы в нашей жизни человек приходит к мысли о том, что нужно читать не только «Отче наш» утром и вечером, а расширять и разнообразить молитвенный запас. Это логично и естественно. Рост в духовной жизни можно сравнить со взрослением человека. Будучи младенцами, мы довольствуемся всего несколькими словами для связи с миром и близкими людьми. Взрослея, мы расширяем свой кругозор. Естественно, расширяется и наш словарный запас. Так же и в жизни духовной.
Многие из нас слышали словосочетание «молитвенное правило», «келейное правило». Где находится это правило, из каких молитв оно состоит? Если мы возьмем в руки молитвослов, то найдем в нем разные молитвы, которые читаются в той или иной жизненной ситуации. В первую очередь – утренние и вечерние. Традиционно тексты в молитвослове печатаются на церковно-славянском языке. Это не должно нас смущать. Для понимания и толкования публикуются также переводы молитв на русский язык.
Обычно слова молитв составлены для обращения от мужского лица: «Помилуй меня грешного», «Наставь и поддержи меня, раба Твоего» и т. д. Что же в этом случае делать женщинам? Вполне допустимо переложить слова молитвы с мужского на женский род. Грехом это не является, как иногда приходится слышать от некоторых прихожан.
Продолжение следует.
Протоиерей Максим Горожанкин,
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, с. Песчанка