Молитвенное правило: читать или не читать?

Зажженная свеча. художник Юрий Панцырев

Молитва и быт

Бывают моменты, когда молиться нет времени или не совсем удобно. Вот мы идем в гости к знакомым, которые не молятся перед едой. Или пришли в кафе или ресторан. Что делать? Можно дружно встать и всей семьей торжественно пропеть молитву перед едой. Потом также торжественно весь вечер «вкушать» пищу под пристальными взглядами всех тех, кто сидит рядом. Можно помолиться и про себя. Греха в этом не будет. Кроме необходимости молитвы перед едой и после есть еще чувство такта и меры. И его тоже никто не отменял. Мы должны думать не только о себе, но и об окружающих нас людях. Они все разные. Мы все разные. Но для нас, как для зрелых людей, важно находить способность общаться и с теми, кто не во всем похож на нас. И не только на основе компромисса. Молитва –  это то, что объединяет, а не то, что подчеркивает наше различие. Более уместным будет просто сказать при случае даже не совсем воцерковленному другу или знакомому: «Я молюсь за тебя». Каждому человеку поддержка такого свойства нужна, и вряд ли кто-то обидится на то, что о нем вспоминают не в контексте сплетен и слухов, а в контексте молитвы.

Если мы уехали с семьей в долгожданный отпуск, отключили телефоны и молитвослова нет под рукой, самое время попытаться помолиться своими словами, без помощи молитвослова. Это полезный опыт. Святитель Феофан Затворник называет молитвослов букварем молитвы. И время, когда мы свободны от суеты и дел, когда не нужно спешить, можно посвятить живой, личной молитве Творцу. Утреннее и вечернее правила дают нам богатый материал для того, чтобы научиться говорить Богу нечто из глубин своего сердца. Вечерняя прогулка по морскому побережью в тишине многому может научить нас. Вообще полезно иногда смотреть на небо, встречать рассвет, провожать закат с молитвой на устах. И это не просто романтичные размышления. Важно гармонично ощущать себя в том мире, космосе, который сотворил Господь. Видеть его красоту и уникальность. Иметь возможность просто разрешить себе радоваться и удивляться тому, какие разные и по-своему уникальные люди встречаются нам на пути. Иметь смелость общаться с каждым человеком как с тем, кого послал нам Господь. Молитва неразрывно связана с нашей жизнью, вплетена в нее. Она не нечто искусственное. Естественное желание человека общаться в максимальной своей точке находит выражение и реализуется именно в молитве.

Молитесь с любовью

Молитва не должна рождаться из чувства страха. В различных пабликах в сети интернет можно встретить картинку или фразу, что в Евангелии 365 раз содержится фраза «Не бойтесь». Это неправда, цифра сильно завышена и явно притянута к каждому дню года. Но слова такие в Евангелии и правда встречаются достаточно часто. Особенно они важны в контексте того, что Христос любит нас и взошел на Крест, чтобы спасти. Ответом на Его любовь может быть наша любовь, а не наш страх. «Я уже не боюсь Бога,  я люблю Его», – сказал в свое время преподобный Антоний Великий. Эти слова важно помнить всем нам. Потому что очень часто наши отношения с Богом продиктованы чувством страха. Увы, это так. И проявляются эти страхи совершенно нелепо порой. В виде различных суеверий, например. С самого начала человеческой жизни. Родился ребенок, мы несем его крестить, «чтобы не болел». В итоге обманываем сами себя. Очевидно, что ребенок будет болеть, как и все мы, верующие, неверующие, крещеные и некрещеные. Но от Бога мы ждем вот такого чуда, сами, конечно, может быть, и понимая свою наивность. Почему я затронул эту тему именно сейчас? Часто именно на Крещении оказываются люди, которые, возможно, впервые сталкиваются с богослужением Православной Церкви. И утилитарное восприятие самого первого таинства может наложить свой отпечаток. Мы крестим детей не для того, чтоб они не болели. Мы совершаем Крещение, чтобы человек стал христианином. И все? Спросит, возможно, кто-то. А это уже немало. Быть со Христом и во Христе – это и есть цель нашего молитвенного общения. И не стоит подменять ее ничем. Заговоры этим как раз и отличаются от молитвы. В молитве мы просим у Бога помощи и стараемся измениться. Когда мы соблюдаем всякие приметы, суеверия и прочие дремучие вещи, мы наивно хотим, чтоб мир вокруг нас изменился, а мы при этом остались прежними. Это наивно и эгоистично. Мы молимся о здоровье каждого человека всегда. Не должно происходить подмены понятий, особенно в самом начале нашего христианского пути.

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин, и. о. председателя митрополичьей миссионерской комиссии Белгородской и Старооскольской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 2

АРХИВ ГАЗЕТЫ