Молитвенное правило: читать или не читать?

Отец семейства, объясняющий своим детям Библию. Художник Ж. Б. Грез, 1755 г.

Красный угол

Домашняя молитва совершается перед иконами. И взрослым, и детям нужно знать хотя бы немного о каждой иконе, которая стоит в нашем святом уголке. Какие иконы там могут быть, если мы только начинаем обустраивать наше пространство для молитвы? Обязательно в доме каждого христианина должна быть икона Господа нашего Иисуса Христа. Это вроде бы очевидно. Однако часто, приходя в гости к людям, я иконы Спасителя не вижу вообще. Это странное явление, которое лишено какой-либо логики. Мы христиане, а значит, образ Христа должен быть перед нашим взором.

Если супруги повенчаны, то иконы Спасителя и Богородицы, которыми их благословила Церковь, составляют основу домашнего иконостаса.

В святом углу также могут находиться иконы тех святых, имена которых мы носим и к которым каждое утро обращаемся в молитве. Жития «своих» святых полезно знать и нам, и нашим детям. Это поможет в молитве к ним.

Семейное чтение

Наряду с общей молитвой, важно совместное чтение Священного Писания. В древности было не принято читать про себя. Блаженный Иероним, который перевел на латынь Библию, жаловался в одном из писем, что не может читать по причине больного горла. Жил он не где-нибудь, а в Вифлеемской пещере, там же он читал и переводил Библию.

Нам полезно вспомнить о таком навыке, как совместное семейное чтение, тем более что наши условия жизни куда более комфортные, чем у древних. Начать можно с детского изложения Библии. Если позволяет время, можно хотя бы по выходным вечерами читать отрывки – «зачала» – из Евангелия и объяснять их своим детям. Это, конечно, требует определенной подготовки, но и отдача может быть соразмерной.

Если вы имеете опыт церковной жизни, то, конечно же, у вас есть любимые книги – вспомните о них, предложите детям. Выберите те, которые сами читали в начале вашего воцерковления, на пути к Богу.

У меня таких книг было несколько. Нужно понимать, что мое воцерковление происходило в начале 90-х годов. Тогда книг в принципе, а тем более посвященных церковной тематике, было чуть больше, чем ничего. Но как-то и они попадали мне в руки и приходились по сердцу. Первой такой книгой был Закон Божий. Небольшая книжица, но с любопытным наполнением: в конце каждой главы были некоторые задания, которые я исправно выполнял – просто потому, что интересно. Но самое важное было в самом конце: краткие жития святых – Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Николая Чудотворца. Они произвели на меня большое впечатление. Второй книгой о вере и Церкви в моей жизни стала еще одна небольшая брошюра – беседа митрополита Антония Сурожского о семейной жизни. Мне захотелось если не стать таким же, как все эти подвижники, то хотя бы попробовать войти в ту среду, в которой они сформировались и стали по-настоящему живыми, прекрасными людьми.

В храм я тогда еще не ходил. Это случилось примерно через год после знакомства с указанными книгами. Я уже не помню, как они оказались у нас дома, но их  вполне  хватило для того, чтобы в моем сознании сформировалась и окрепла мысль о том, что стоит начать ходить в храм.

Сам митрополит Антоний, чей текст меня воодушевил, пришел к вере через чтение. Жил он в очень непростое время: русская эмиграция, Франция, попытки его родителей освоиться в новой жизни вдали от родины и он, еще ребенок, но уже ищущий смысл жизни. Искал он смысл жизни весьма настойчиво, но все никак не находил. Однажды к ним в школьный летний лагерь пришел священник. Для того чтобы поговорить с детьми о Боге. Это был не просто священник, а сам отец Сергий Булгаков, выдающийся философ, профессор. Видный представитель русской эмиграции, он при всех своих обширных дарованиях совершенно не умел общаться с детьми. Так, во всяком случае, показалось будущему митрополиту Антонию. Говорил он действительно «не то», что хотели услышать мальчишки из патриотического детского лагеря. Идеалы всепрощения и кротости точно не входили в планы детей на это лето. А о Христе отец Сергий рассказывал именно в таких категориях. Андрей Блюм (так звали владыку Антония до принятия монашества) сбежал с этой встречи. Дома он попросил у мамы Евангелие, чтобы прочесть его и навсегда закрыть эту тему для себя. Но начав читать совершенно неожиданно и вполне реально почувствовал присутствие живого Христа рядом. «Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут – значит, это воскресший Христос; значит, я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес  и, значит, все, что о Нем говорится, – правда».  

Этому свидетельству владыка Антоний посвятил впоследствии всю свою жизнь. Вот как книга может влиять на жизнь человека. Тем более если эта книга – Евангелие. Читайте своим детям ваши любимые книги даже просто так, не с целью научить чему-то. Это очень важно и с эмоциональной точки зрения. Читать вслух можно ведь по-разному. В процессе чтения мы и сами можем так раскрыться, как не  ожидаем от себя. И наши дети, может быть, увидят нечто такое, чего раньше и не замечали в нас. Именно поэтому нужно сначала просто читать всей семьей. А потом уже читать вместе молитвы.

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин, и. о. председателя митрополичьей миссионерской комиссии Белгородской и Старооскольской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 4 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ