Молитвенное правило: читать или не читать?

Введение во храм. Художник А. М. Боганис

Учим детей молитве. С чего начать?

Огорчу сразу: универсального рецепта у меня нет. Вспоминая свою церковную юность, могу сказать честно: я никогда не учил ни одной молитвы наизусть. Все они запомнились в процессе участия в богослужении и при личном знакомстве с молитвословом. Но часто взрослые действуют по такой схеме: выучи такие-то основные молитвы – «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» или еще какие-то молитвенные тексты, которые нам кажутся важными. Как к этому относиться? Прежде всего мы должны понимать, что в каждом нашем действии, особенно если оно касается ребенка, должен быть смысл. Поэтому у нас непременно должен быть ответ на вопрос, который обязательно прозвучит из уст сына или дочери: «Зачем?» Вообще, этот вопрос полезно задавать самому себе, даже будучи взрослым. Тогда появится шанс, что бессмыслицы в наших действиях станет меньше.

Итак, зачем стоит учить молитвы наизусть? В контексте молитвенного правила это имеет определенный смысл: в случае необходимости можно будет прочесть хотя бы «Отче наш» перед сном, не подглядывая в книжку молитвослова или смартфон. Но делать это целью и смыслом точно не стоит, чтобы не набить оскомину и не вызвать реакции отторжения.

Важной составляющей молитвы ребенка является именно живой разговор с Богом о самом главном. Именно этому родители должны научить детей и это определить, как один из смыслов. Точнее смогут, если сами будут иметь этот опыт хотя бы в малой степени. У каждого из нас может быть несколько «режимов» такого диалога. Мы можем молиться вместе всей семьей, прочитывая молитвенное правило вместе с детьми (пусть даже не в полном объеме, ведь им непросто будет усвоить новые слова, смыслы). Наряду с этим у нас должно оставаться пространство для индивидуального разговора с Богом.

Можно молиться за друзей

На Исповеди я, как правило, задаю детям всего несколько вопросов. Один из основных касается их личной молитвы. Молишься ли ты за родителей? За братьев и сестер? За друзей и тех, с кем не получается наладить пока что общение? Важно дать понять ребенку, что он может молиться за других. Родители могут просить своих чад помолиться о них. И сами должны молиться, конечно же, за детей. Для детей это также не должно быть секретом. Мама и папа молятся обо мне, я молюсь за них. Мы молимся друг за друга. Это важная составляющая единства христианской семьи.

У многих верующих есть «синодик» – книжечка, в которой записаны имена живых и усопших родственников и знакомых. Такую книжечку или просто листочек с именами можно завести и ребенку. Объясните ему, что он может сам поминать дорогих ему людей, когда молится.

Очень важно в своей молитве находить место для других людей. Я часто советую это и не особенно воцерковленным взрослым и детям, воспитанникам детского сада, в котором являюсь духовником. Наша самая краткая молитва должна включать в себя поименное поминовение тех, кто нам дорог. Особенно это важно донести до наших детей.

Личный пример

Дети многое в своем поведении списывают с родителей. Пример старших важен в любой ситуации. Мы, взрослые, не всегда осознаем, насколько это существенно, но наши увещевания будут тщетны, если мы сами не будем действовать так, как советуем своим чадам.

Я понимаю, что говорю сейчас очевидные вещи, но порой именно их стоит проговорить, чтобы осознать. Особенно это касается старшего поколения, дедушек и бабушек. Не всякий опыт приходит с возрастом, увы. Учить детей и внуков опять же, нужно не с высоты пассивно прожитых лет, но в первую очередь своим примером. И это тоже может быть интересно. Что я сейчас имею в виду? Если я, взрослый, чего-то не умею, но хочу, чтобы это умел мой ребенок, то могу учиться этому вместе с ним. Это касается как бытовых вещей, так и духовной жизни. Учиться молитве точно никогда не поздно. Ну, а поучать, лежа на диване – это то мастерство, от которого никогда не поздно отвыкать. Ни к чему, кроме конфликтов и обид, оно, как правило, не приводит.

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин, и. о. председателя митрополичьей миссионерской комиссии Белгородской и Старооскольской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

81 − = 76

АРХИВ ГАЗЕТЫ