Молитвенное правило: читать или не читать?

Что такое молитва?

На этот вопрос существует множество ответов, но сам вопрос не теряет своей актуальности. Потому что человек, признавая существование Бога, в определенные моменты своей жизни имеет намерение, мысль, желание поговорить с Богом, пообщаться, помолиться. Мы попытаемся разобраться в том, что такое молитва, как и когда можно и нужно молиться.
Этот цикл статей – в первую очередь попытка поразмышлять о том, какое место молитва занимает в жизни каждого из нас, людей, живущих в XXI веке, в мире, который стремительно развивается и меняется.

В Евангелии ученики Господа нашего Иисуса Христа просят Его научить их молитве. Когда мы читаем эти строки 11-й главы Евангелия от Луки, у нас может возникнуть вопрос, неужели апостолы, выросшие в традициях ветхозаветной религии, которая предполагает регулярное посещение синагоги и храма, не умели молиться? Конечно, они видели, как молятся учителя израильские, видели, как молились их родители и родственники, они и сами молились. И видели, как молится Христос. Очевидно, что между его молитвой и молитвой в привычном понимании людей того времени была какая-то разница. Мы также прекрасно понимаем, что молитва может быть и формальной, и корыстной, когда нами движет лишь необходимость получить нечто от Него.

Особенно часто это бывает, когда мы молимся святым. Блаженная Матрона, великомученик Пантелеимон, святитель Николай Чудотворец… Чаще всего мы обращаемся к этим святым за помощью в житейских нуждах и о даровании здоровья. Что мы знаем об их жизни, знакомы ли мы с ними вообще? Ведь перед тем, как обратиться к святому за помощью, вовсе не лишне было бы с ним познакомиться. Открыв книгу житий святых, мы с удивлением обнаружим, что здоровья и жизненных благ, какого-то устройства своего круга жизни мы просим у тех, кто вовсе не думал о своей жизни и о своем здоровье. Юноша из Никомидии Пантелеимон был казнен за то, что исповедал себя христианином, святитель Николай несколько десятков лет провел в заточении, а блаженная Матрона была прикована к постели всю свою жизнь. Мы часто молимся о даровании детей и здоровья тем, у кого не было ни детей, ни здоровья. И святые по своей любви отвечают нам на наши прошения. Нужно внимательно относиться к делу молитвы, не воспринимать ее только лишь в смысле «подай, Господи».
Молитва может быть не только просительной, она может быть благодарственной. Если мы попросили о чем-то Господа и святых Его и получили просимое, то логично сказать спасибо за это. Можно и нужно говорить Богу спасибо за те малые чудеса, которые ежедневно случаются в нашей жизни. Мы можем просить Господа о том, чтобы мы смогли увидеть Его действия в нашей жизни. Маститый архиерей, проживший долгую жизнь, митрополит Антоний (Храповицкий) говорил: «В моей жизни было много совпадений, но всякий раз, когда я оставлял молитву, они прекращались».

Разговор с Богом

Господь может научить нас молиться, как когда-то научил апостолов. В Евангелии от Матфея Христос говорит ученикам, а значит, и нам, поскольку мы тоже Его ученики, как нужно молиться.

«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:5-8).

Когда мы чувствуем, что нуждаемся в разговоре с Богом, мы должны помнить эти слова Спасителя. Бог знает нас лучше нас самих, Он слышит нас, и диалог с Ним не просто возможен, он жизненно необходим для нас.

Подходя к самому важному разговору в своей жизни, мы должны честно ответить на вопрос: «Умею ли я выстраивать диалог, общаться? Не с Богом, которого не вижу, а с теми людьми, которые окружают меня в повседневной жизни?» Если мы честно ответим на этот вопрос – это даст нам шанс научиться общаться и с Богом, и с людьми.

Нередко мы неохотно говорим с нашими близкими и знакомыми. Мы можем быть немногословны, на вопросы отвечать кратко или не отвечать совсем. Нам частенько вообще не хочется ни с кем разговаривать. На эти проблемы тоже нужно честно смотреть и решать их. И об этом тоже можно просить Бога. Чтоб Он дал сил и мудрости в каждом человеке видеть Его образ и с каждым говорить так, как если бы этот человек был послан нам от Бога. Важным свойством любого разговора, а тем более разговора молитвенного, является честность. Общаясь с людьми, мы порой примеряем на себя разные роли. С родителями мы одни, с детьми – другие, на работе – третьи. И это, с одной стороны, естественно: сложно общаться с каждым в одном тоне, не учитывая индивидуальности собеседника. С другой стороны, существует опасность потери себя настоящего. Каков я на самом деле, если в течение дня мне приходится быть очень разным с людьми, в зависимости от обстоятельств? Когда я стою на молитве, я точно настоящий? Я это я, или играю роль? Христос предостерегает апостолов от лицемерия и показного, наигранного благочестия. Когда молишься – будь настоящим, говорит всем нам Господь. Именно настоящими Он и принимает нас. Важно, чтобы и мы приходили к Нему, осознав, какие мы на самом деле.

Приступая к молитве, не нужно бояться. Господь часто говорил своим ученикам эти важные слова – «Не бойтесь!». Это может касаться и молитвы в том числе. Бога можно просить, спрашивать, даже требовать ответов на свои вопросы, как это делал праведный Иов. Бога можно и нужно просить о спасении и об избавлении от сомнений, которые порой закрадываются в нашу душу.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Исполнение евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой, исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мыслить, чувствовать, действовать по заповеданиям Евангелия». Итак, вооружившись Словом Божиим, попытаемся разобраться в том, как молиться правильно и с пользой для души.

Продолжение следует.

Протоиерей Максим Горожанкин,

настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, с. Песчанка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − = 8

АРХИВ ГАЗЕТЫ