Молитва и труд как лекарство от духовных болезней
У православного писателя Владимира Крупина есть рассказ о чуде, которое может сотворить материнская молитва. Он небольшой, поэтому приведу его полностью.
«Материнская молитва со дна моря достанет» – эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не для красного словца, а совершенно истинно, и за многие века подтверждена бесчисленными примерами?
Отец Павел, монах, рассказал мне случай, происшедший с ним недавно. Он рассказал его, как будто все так и должно было быть. Меня же этот случай поразил, и я его перескажу, думаю, что он удивителен не только для меня.
На улице к отцу Павлу подошла женщина и попросила его сходить к ее сыну. Исповедать. Назвала адрес.
– А я очень торопился, – сказал отец Павел, – и в тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А еще через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина. Очень неопрятный, молодой, видно сразу, что сильно пьющий. Смотрел на меня дерзко: я был в облачении. Я поздоровался, говорю: ваша мама просила меня к вам зайти. Он вскинулся: «Ладно врать, у меня мать пять лет как умерла». А на стене ее фотография среди других. Я показываю на фото, говорю: «Вот именно эта женщина просила вас навестить». Он с таким вызовом: «Значит, вы с того света за мной пришли?» – «Нет, – говорю, – пока с этого. А вот то, что я тебе скажу, ты выполни: завтра с утра приходи в храм». – «А если не приду?» – «Придешь: мать просит. Это грех – родительские слова не исполнять».
И он пришел. И на исповеди его прямо трясло от рыданий, говорил, что он мать выгнал из дому. Она жила по чужим людям и вскоре умерла. Он даже и узнал-то потом, даже не хоронил.
А вечером я в последний раз встретил его мать. Она была очень радостная. Платок на ней был белый, а до этого темный. Очень благодарила и сказала, что сын ее прощен, так как раскаялся и исповедался, и что она уже с ним виделась. Тут я уже сам, с утра, пошел по его адресу. Соседи сказали, что вчера он умер, увезли в морг.
Вот такой рассказ отца Павла. Я же, грешный, думаю: значит, матери было дано видеть своего сына с того места, где она была после своей земной кончины, значит, ей было дано знать время смерти сына. Значит, и там ее молитвы были так горячи, что ей было дано воплотиться и попросить священника исповедать и причастить несчастного раба Божия. Ведь это же так страшно – умереть без покаяния, без причастия. И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала все, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она силой своей любви и молитвы».
Мне как психологу наркологического отделения часто приходится общаться с родителями, чаще всего с мамами пациентов, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Картина тяжелая: мать плачет над своим заблудившимся чадом, просит остановиться и начать его новую жизнь. Она недоумевает, почему ее ребенок, которому она старалась дать все самое лучшее, вдруг встал на путь порока. Но парадокс заключается в том, что бомба замедленного действия изначально заложена в неверном воспитании, в ошибочных приоритетах и ценностях, которые родители определяют для себя и своих детей. Часто приходится отвечать на вопросы матерей: «Почему моя дочь или сын нигде не работает, не помогает мне по хозяйству, а только просит денег?» Ответ очевиден: такой ребенок не был приучен к труду. С детства привык топать ножкой и командовать родителями. Когда ребенок в детстве плачет, закатывает истерики, зачастую родители, чтобы успокоить его, дают ему все, что он просит. Дети быстро усваивают этот механизм воздействия на старших.
Приучать ребенка к труду – это кропотливый и трудный процесс, трудовым воспитанием нужно заниматься постоянно: заставлять ребенка убирать за собой игрушки, застилать постель, выполнять простую работу по дому. Если ребенка в детстве не приучали к маленьким трудовым обязанностям, то тем более, повзрослев, он не захочет на себя брать большие труды и будет искать легкие пути добычи денег.
Часто у храмов просят милостыню не нищие люди, а явно опустившиеся, запойного вида бомжи. Многие прихожане дают этим людям денег. Хотя никому они с неба не падают, все их зарабатывают.
Давайте проведем эксперимент и предложим просящим милостыню поработать – убрать территорию храма или сделать еще что-то. Многие ли из них согласятся? Зачем трудиться, когда можно получить деньги без всяких усилий?
Подобные процессы происходят и в духовной сфере. Чтобы побороть порок, грех, нужно хорошо потрудиться, чтобы семь потов сошло. Но человек не привык воздерживаться или в чем-то себя ограничивать. Даже в пост он не может отказаться от определенного вида пищи, куда же бороться с такими страстями, как алкоголизм и наркомания. Поэтому снова поиск легких путей: «Вот я поеду на вычет, это мне поможет». Кто-то, а не он, должен совершить за него молитвенный труд. Но в результате – пустота, чудо исцеления не происходит, и человек думает, что Бог ему не помогает. Все дело в том, что сам человек не хочет себе помочь.
«Люби труд, – пишет преподобный Исаак Сирин. – Если он и не нужен тебе для твоего содержания, то может быть нужен как врачевство. Труд есть здоровье для тела и польза для души. Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Один мудрый основательно сказал, что труд есть страж добродетели. Покой и праздность – гибель душе, и больше демонов будет вредить ей».
Человек обязательно вылечится, если будет молиться и трудиться. И если в этом ему будут помогать его близкие. Медицинские методы неспособны уничтожить глубинные психологические причины возникновения пьянства, наркомании, токсикомании, которые лежат в духовно-нравственной области. Поэтому в старооскольском наркологическом диспансере мы прибегаем к врачеванию через храм, веру, молитву. Священнослужители проводят молебны с участием пациентов. Посторонние люди приносят православные газеты, свечи, книги, иконы, которые мы раздаем больным. Одна женщина передала поясок, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы, она привезла его из поездки. У пациента, которому я отдала святыню, в семье улучшилась атмосфера. Он обрел смысл жизни и больше не становился пациентом наркодиспансера.
Сегодня появилась возможность направлять пациентов в православный реабилитационный центр «Воскресение» (Белгородская область, Прохоровский район, село Малые Маячки). Оттуда приходят хорошие вести о наших подопечных. Положительное воздействие оказывает на зависимых людей общение со священником, трудовая деятельность при храмах. Конечно, «урожай» небольшой, но плоды есть. По сравнению с прошлым годом (с января 2014 по январь 2015 г.) наркомания уменьшилась на 8,9 процентов, алкоголизм – на 6,2 процентов. Токсикомания осталась на прежнем уровне.
Еще раз напомню: нет лекарства от пьянства, как нет таблеток от глупости, блуда и других страстей. Медики могут только снять болевые симптомы, но вылечить психологическую зависимость без духовной работы самого пациента нельзя. Кто трудится над собой, тот обязательно исцелится.
ОГБУЗ «Старооскольский наркологический диспансер».
Медицинский психолог наркологического отделения Светлана Павленко