Молебен в защиту веры

Автор: диакон Сергий Епифанцев.

Общественная, всенародная молитва является одной из древнейших и важнейших форм реализации принципа соборности в Церкви Христовой. Таковы и крестные ходы – как вокруг храма, так и на большие расстояния, таковы изнесения святынь на всеобщее поклонение, Животворящего Креста Господня, чудотворных икон. Таковы и всеобщие, соборные богослужения, которые Церковь во все века совершала с особенным усердием в сложные и опасные времена, чтоб укрепить веру людей и всеобщим покаянием и осознанием истинного своего положения исходатайствовать у Господа милость и избавление от смут и напастей.

В таком соборном богослужении мы имели честь участвовать.  Это молебен в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени, отслуженный Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении сонма архиереев, священства и 70-ти тысяч христиан на паперти храма Христа Спасителя в Москве, – событие, грандиозную историческую важность которого мы, вероятно, сможем оценить только спустя некоторое время. А сейчас участники молебна способны только на искрящуюся, солнечно теплую радость от соприкосновения со святыней соборности.

Наше утро, по приезду в первопрестольную, началось с паломничества в Свято-Покровский монастырь. Несмотря на большое количество паломников, выстроившихся в длиннющую очередь, к  мощам святой блаженной Матроны приложились почти все. И еще, пожалуй, успели полюбоваться красотой местных храмов и природы на территории обители – как будто и не было почти бессонной ночи, проведенной в креслах автобусов…

В одиннадцать часов дня мы были уже на площади. Стоит, помимо всего прочего, отметить хорошую организацию – рамок с металлоискателями было много, заторов не было, и после молебна людские потоки были организованы таким образом, что толкотня отсутствовала. С медицинским обслуживанием тоже все было хорошо. Более того, я находился возле самого ограждения, буквально за спинами московских священнослужителей, стоявших сразу за папертью, и видел, что оттуда постоянно передавали людям воду, с особой радостью поглощаемую особенно ввиду того, что «великий и могучий» гидрометцентр пророчил дождик, и многие были соответствующе экипированы, а погода была очень солнечная и даже жаркая. Только над Святейшим Патриархом во время молебна ненавязчиво расположилась тучка, заботливо оберегавшая Предстоятеля Русской Церкви и сослужащих ему владык от лучей палящего солнца.

Думается, что пересказывать все происходившее не имеет смысла, есть видеозаписи, находящиеся в свободном доступе, но очень хотелось бы хоть немного передать читателю радость от соборной молитвы. Когда семидесятитысячная громада «едиными устами и единым сердцем» поет Символ Веры, поет перед поруганными святынями, на которые глаза верующего человека не могут смотреть без слез и содрогания сердечного, сердце христианина переполняется чувством принадлежности к вселенскому Богочеловеческому Телу – Церкви Христовой, чувством особого присутствия Божия, чувством, которое, безусловно, является краеугольным камнем в эмпирическом пути осознания христианином принципов соборности, святости и единства церковного.

Следует подчеркнуть еще раз важность и древность воплощенной нами традиции. Буквально поверхностно замониторив блогосферу и СМИ, я с удивлением обнаружил, что не только откровенные враги и богоборчески настроенные оппоненты с явным неудовольствием смотрят на это исторически важное соборное богослужение. С горечью констатирую тот факт, что многие православные не понимают смысла молитвенного стояния… Попробую проанализировать, не претендуя, впрочем, даже на относительную объективность, ввиду отсутствия диалога с предполагаемыми оппонентами, а самое главное – ввиду совершенного непонимания мною того, что православные люди, зачастую неглупые (писать вон даже научились) не понимают таких простых и понятных для верующего сердца вещей.

Есть на Руси хорошая пословица – для глухих две обедни не служат. Для современных «глухих» имеется возможность бесконечное количество раз перечитывать на сайте патриархия.ру слово, сказанное Святейшим Патриархом перед молебном. Да только, кажется, что глухие сердца увидят там не больше, чем в старину неумные люди видели в книге. Тоже согласно хорошей русской пословице.

Некоторые пытаются защищать кощунников – не нужно, мол, «пиарить» их, они только этого и ждут, не будем превращаться в инквизицию и т.д. Кому интересно – найдите и почитайте. Цитирую Святейшего – «Находились и предатели в рясах — как и сегодня есть среди нас такие, которые говорят: «А зачем собираться для молитвы? Давайте забудем! Давайте сделаем вид, что сегодня в нашей жизни ничего не происходит»».  От себя добавлю – лично меня кощунство оскорбляет. Думаю, и всякого христианина тоже – потому подписываюсь под словами  Патриарха и словами других замечательных церковных деятелей, таких, как архим. Тихон (Шевкунов), прот. Димитрий Смирнов и иных, которые сказали уже все, что можно и нужно было сказать, добавлять нечего.

Иные же христиане вообще не понимают смысла в «публичной» молитве, считая наше предприятие не то закамуфлированным митингом, не то откровенной показухой. С первых дней существования Церкви экклесиология (учение о Церкви) базировалась на принципе соборности. Зиждется она на нем и по сей день. Не буду перегружать текст цитатами и ссылками, но вся святоотеческая мысль сходится к тому, что Церковь реализует себя буквально, физически собираясь  в одном месте и обращаясь к Богу, совершая Литургию (общее дело) и причащаясь из одной Чаши.  Но, увы, наверное, это один из параметров, которые объяснять иногда бесполезно – есть же по этому поводу обширные святоотеческие труды и объяснения. Вероятно, это как раз то, что может быть познано только опытно, внутренним переживанием, соучастием.

В наше же время, когда для многих отсутствуют авторитеты, когда навязанной системой ценностей нивелируются понятия святыни и благоговения, не стоит, наверное, удивляться тому, что сознания некоторых умных и начитанных личностей не хватает не только для восприятия соборности, но даже на пиетет по отношению к древней, могучей вселенской Церкви Христовой, частью которой они являются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 57 = 67