Моя самая памятная Пасха
По просьбе редакции «Православного Осколья» старооскольские священнослужители делятся с читателями своими сокровенными воспоминаниями о наиболее запомнившемся праздновании Пасхи, о душевных переживаниях и ощущении сопричастности к Светлому Христову Воскресению, возникающему после тягот и трудов Великого поста.
Для меня это было настоящее Воскресение
Первые яркие воспоминания о Пасхе – родом из детства: о том, как трудно было выстоять ночную службу; как приходилось себя сдерживать, чтобы не съесть прежде срока ароматных сладких куличей, которые мама пекла на Страстной седмице; как сложно вообще было мне маленькому себя смирять и вести себя скромно, тихо, прилежно выполняя все поручения взрослых и ждать целых полтора месяца Торжества… Это на самом деле большой труд в детстве, первые уроки смирения для меня. И какая же радость была, когда наступал заветный день! Особенно хочется рассказать о том, как мы добирались в храм с мамой на Пасхальное богослужение. Я родился и вырос в Ростове. И несмотря на то, что это огромный город, многие храмы были закрыты или разрушены. На миллионный город было всего три храма. Ближайшая церковь для нашей семьи была – Свято-Александринский храм. Добраться до него можно было, если повезет сесть на автобус, часа за полтора, с двумя пересадками. А чтобы попасть на Пасхальное богослужение, нужно было идти пешком – вечером автобусы почти не ходили. Три часа пешего хода, длинная служба, общее застолье – и опять пешком по ночному Ростову домой – это было непросто для меня. Но терпел изо всех сил, чтобы проснуться воскресным утром и уже ощутить все полноту и радость праздника: улыбки родных, мамины куличи, радостное пение…
Конечно, никогда не забуду, как готовился к Воскресению Христову, будучи пономарем. Это самые теплые воспоминания о Пасхе. Тогда я уже более осмысленно участвовал в церковной жизни. Всем приходом убирали храм, намывали расписные стены, полы, убирали территорию. Я старался участвовать во всех приготовлениях к празднику, чаще посещать службы, помогать в алтаре – хотя из-за занятий в школе не всегда получалось. И уже в последнюю субботу поста, после многодневных трудов чувствовалось, как в людях пробуждается радость, которую, наверно, по-настоящему испытываешь в дни Светлой седмицы. Хотя именно в субботу приходилось трудиться до изнеможения. До одиннадцати вечера священнослужители освящали пасхальную снедь. Пономари не успевали набирать святую воду, расставлять столы. Люди стояли огромным плотным кольцом вокруг храма, постоянно прибывали все новые лица… Потом начиналась Всенощная – до раннего утра воскресенья. И я вновь помогал – уже в алтаре. К четырем утра мои руки уже не разгибались. Садясь на первый автобус до дома, я просто засыпал на сиденье и проезжал свою остановку. В голове звучали радостные возгласы «Христос воскресе!». Для меня это было настоящее Воскресение. Это был день не просто отдыха, застолья и веселья – чего-то временного и поверхностного. Я знал, что не зря трудился в эти дни, что был немного сопричастен к тому, чтобы окружающие могли так радоваться в этот день, открыть свое сердце светлому чувству. Все-таки люди, которые приходят в храм только в день праздника, не постясь, не совершая какой-то работы над собой, не могут ощутить его объем в полной мере. Они не отдают частицу себя Господу и не получают чего-то большего взамен…
Настоятель храма во имя Божией Матери «Нечаянная Радость»
иерей Виктор Тишин
* * *
На Пасхальную службу за 5000 километров
Для многих людей, знакомых с православной церковной жизнью поверхностно, праздник Воскресения Христова зачастую сводится к обрядовой стороне: выпечка красивых куличей, разукрашивание пасхальных яиц и освящение данных продуктов в пасхальную ночь. Мы наблюдаем, что эти вещи настолько прочно проникли в сознание людей, что многие неверующие даже в советское время красили яйца и готовили куличи. Но если мы всмотримся в символизм этой внешней атрибутики, то увидим главное: яйцо – символ новой жизни, кулич – символ вечного присутствия рядом Христа. Важно, чтобы за внешними проявлениями мы не теряли внутреннее содержание – победу Христа над смертью и нашу причастность к этой победе. Ведь исполнить внешний обряд легко, особенно если соблюдается он регулярно, и мы знаем, что именно люди, лишенные любви, но скрупулезно соблюдавшие внешнюю обрядность, кричали слова: «Распни, распни Его!» Гораздо тяжелее происходит внутренняя перемена в человеке, воскресение Христа в душе, которое меняет сознание, оказывает влияние на поступки.
Праздник Воскресения Христова несет нам главное чудо – победу Христа над смертью и нашу причастность этой победе. Я думаю, каждое сердце задает, рано или поздно, вопрос: какой смысл нести добро, какой смысл бороться за правду, если смерть берет в плен каждого? Именно Воскресение Спасителя дает возможность каждому изгнать из своего бытия рутину, безысходность, тупик и бессмыслицу. Вся наша жизнь осмысливается только через призму Воскресения Христа. Наши мысли, поступки, отношения с близкими людьми, случайные встречи приобретают смысл, потому что смерть теперь – не итог! Воскресение Христово стало свидетельством того, что жизнь вечна.
Особая радость о Воскресении Христовом приходит к тому, кто в Великий пост сострадал Христу, кто брал на себя небольшой подвиг ради Христа и ради обновления своей души. Многие христиане могут поделиться какими-то личными чудесными переменами и событиями, связанными именно с пасхальными днями.
Лично для меня особо памятны несколько пасхальных воскресных дней. Именно в день Воскресения Христова, во время моего школьного обучения, я принял решение стать священником – ни днем раньше, ни днем позже, – поэтому иначе как маленькое чудо расценивать свое решение не могу. А другой памятный случай произошел в 2013 году, еще в мою семинарскую бытность. Известно, что семинаристы нашей Белгородской духовной школы отправляются вместе со священниками в миссионерские командировки в отдаленные места нашей страны, где в силу разных причин имеется острая нехватка священнослужителей. Пасхальную ночь мне вместе с батюшкой доводилось встречать в далекой бурятской земле. Самое важное, что в день Воскресения Христа мы посетили поселок Новый Уоян, в котором пасхальное богослужение совершалось лишь единожды за почти двадцать лет существования прихода! Многие уже не помнили, а многие и просто никогда не были на пасхальной Литургии, и вдруг поселок посетил священник, да еще преодолев расстояние в 5000 километров. Я уверен, что для многих людей, кто в ту ночь был в храме, это было настоящее чудо!
Клирик Александро-Невского кафедрального собора
иерей Александр Флягин
* * *
Моя самая памятная Пасха
Каждая Пасха для христианина долгожданная.
Хотел бы начать с детских воспоминаний о Пасхе, и это подготовка к Пасхальному Светлому Дню, она всегда была в суете: бабушка печет куличи, мама готовит творожную пасху, мы с сестрой красим яйца. Есть всю эту вкуснятину после долгого поста можно только в положенное время. Дома мы всегда убирали начисто (генералили), чтобы встретить Воскресшего Христа с чистой душой и телом и в чистом доме.
Если говорить о службе – это, как мне казалось, очень долгая ночная служба, полный храм народу. Я стоял рядом с мамой, ноги не выдерживали и глаза тяжелели, поэтому меня сажали на лавочку, и я мирно засыпал под сладкое пение соборного хора. К причастию меня будили, и уже после этого я не спал. Главное – что я был на службе, и она оседала у меня в сердце, в памяти, на слуху.
Уже в начальных классах по благословению настоятеля собора, моего папы, я был введен в алтарь. Сначала просто стоял и молился, наблюдал, познавал все естественным образом. Потом стал помогать, алтарничать. В алтаре открылась совсем другая картина богослужения – я уже по-взрослому переживал каждый момент службы, плюс к этому на мне лежала ответственность вовремя подать кадило, свечу… Научившись читать по церковнославянски, читал паремии, шестопсалмие и Апостол, и возникало непередаваемое чувство причастности к службе в такой Великий День, на необычном ночном богослужении.
Пасхальное богослужение непохоже на другие службы года. Царские врата открыты, в ознаменование того, что Воскресением Господним нам открыто Царствие Божие, храм ярко освещен, на священниках праздничное красное облачение, почти все тексты службы не читаются, а поются. В каждом действии, в каждом слове, в каждой детали Пасхального богослужения – радость о Воскресшем Христе и о Его Великой Победе над смертью.
Поступив в Московскую Духовную Семинарию, Пасху Христову я встречал в Троице-Сергиевой Лавре и пел в академическом хоре, и тогда мое сердце переполняла радость ко всему: то, что я нахожусь в Троице-Сергиевой Лавре, пою в большом мужском хоре, мы шествуем Крестным ходом по ночной Лавре со свечами и пением; на службе исполняем такие красивые произведения, которые не передать словами, они растопят лед даже в самом холодном сердце человека; я видел радостные глаза монахов, причащался у наместника; все это и многое другое навсегда останется в сердце как самое радостное событие.
На следующий год я встречал Пасху в академическом храме с ректором семинарии, профессорами, учителями, наставниками и сонмом академических священнослужителей – это совсем другой колорит, тут иные традиции, пение, манеры, хоть и находится академия на Лаврской земле.
Священники и диаконы идут попарно в облачении разных богослужебных цветов, два хора, попеременно поющих всю службу, крестный ход, который проходит через здание Академии, по улице и возвращается опять через Академию, чтение Евангелия на 15 разных языках, христосование с народом и священством на этих же 15 и более языках, – все это радость в каждом моменте, которую улавливаешь при каждом вздохе, не только радость мною увиденного, но и радость сердечная, которая переполняет души думаю всех присутствующих на богослужении.
Когда священник обращается к народу с приветствием: «Христос воскресе!», народ с ликованием отвечает: «Воистину воскресе!», и тогда чувствуешь, насколько общая это радость о Христе, понимаешь слова святителя Иоанна Златоуста, что возрадуется всякий постящийся и непостящийся.
В одно время мне пришлось оставить учебу в семинарии в связи с призывом в Вооруженные Силы, но и здесь я не потерял возможности побывать на пасхальном богослужении. Я стоял в парадной морской форме (служил в Черноморском флоте города Севастополь) посреди храма. После всего того, что я переживал дома, в алтаре, или в семинарии на клиросе, непосредственно каждый раз участвуя в богослужении – просто молился – это было иное чувство. Но то, что я в храме на Пасхальной службе, заставило забыть, что служу в Армии, где все по-другому, все светское. В храме я почувствовал умиротворенность, спокойствие.
Через пару лет я был рукоположен в сан диакона и проходил богослужебную практику, помимо Академии, еще в одном московском храме, в честь преподобного Серафима Саровского на Филевской пойме, и в нем я встретил грядущую Пасху. Ту Пасху, которая по-иному открылась для меня в виде богослужения. Я очень переживал, усиленно готовился, все повторял, о многом переспрашивал, ведь я служил ее впервые единственным диаконом. На мне была практически вся ответственность службы со стороны ее последовательности, но именно эта Пасха прошла с такой легкостью, радостью, и эта радость до сих пор живет в моем сердце.
Вернувшись в Старый Оскол по окончании семинарии и теперь служа в родном соборе, встречал Пасху с необыкновенным ликованием – потому что служу с отцом, в родных стенах, молимся вместе с людьми, которые знают меня… Всего этого я желал, еще учась в школе, и все это по промыслу Божию произошло и происходит сейчас. Таких особенных этапов в жизни каждого из нас, наверное, немало, мы помним их всесогревающую силу.
Бесконечно долго можно описывать свои воспоминания и чувство переживания этого праздника. Все это – самая памятная Пасха. И дай Бог, чтобы каждая последующая дополняла предыдущую и несла радость через весь год. У каждого из нас может пройти много лет от той первой «счастливой Пасхи», но каждый год мы как маленькие дети ждем этой ночи, пасхальной службы и переживаний пасхального счастья, – быть ближе ко Христу Воскресшему.
Клирик Александро-Невского кафедрального собора
диакон Петр Зорин