Митрополит Иоанн: «Люди имеют право на правду, и наша задача – чтобы правды было больше в этом мире»

01_odk9435srtagВпервые пасхальная пресс-конференция митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна прошла в формате онлайн-трансляции в интернете, осуществлявшейся непосредственно из здания митрополии. На пресс-конференцию были приглашены белгородские и старооскольские журналисты. Вел конференцию народный артист России Виталий Стариков.

В преддверии праздника Пасхи Белгородская митрополия запустила проект «Вопрос митрополиту». Вопросов поступило множество не только от жителей Белгородчины, но из других регионов, даже из Южно-Сахалинска. Немало пришло и видеообращений. Общение с владыкой Иоанном продолжалось почти два часа, был затронут широкий спектр вопросов церковного и общественного характера.

Вот несколько вопросов и ответов на них Главы митрополии, ярко характеризующие уровень пресс-конференции.

– Белгородская митрополия имеет богатую историю. Можно ли ожидать рассмотрение вопроса о создании единого епархиального церковно-исторический музея?
– В прошлом месяце я рассматривал возможность открытия экспозиции по новомученикам в нашем духовно-просветительском центре в честь святителя Иоасафа, епископа Белгородского. И там оказалось мало места. Конечно, мы думаем, как все это организовать. Несомненно, необходимо помещение, которое могло бы вместить в себя экспозиции и фонды. То, что это востребовано, мы можем судить по выставке «Ангел Святого Белогорья», которая проводится ежегодно в сентябре. Ее посещают тысячи детей и взрослых. И каждый раз они говорят, что им было интересно. Мы поставим перед собой такую задачу, и я попрошу помощи у губернатора, чтобы объединить все экспозиции и небольшие музеи, посвященные истории епархии, в единый духовно-исторический центр.

– Как обстоит дело с процессом канонизации почитаемых белгородских старцев схиархимандрита Григория Давыдова и архимандрита Серафима Тяпочкина?
– Недавно область посещал полномочный представитель президента по ЦФО Александр Дмитриевич Беглов. Его визит совпал с днем кончины архимандрита Серафима Тяпочкина. Он посетил поселок Ракитное, храм, могилку и место, где жил Серафим Тяпочкин. Состоялся предметный разговор о канонизации. Сейчас переданы многие архивы, если я не ошибаюсь, около 46 тысяч томов разных дел, и мы надеемся, что в этих делах мы найдем ответы на вопросы, которые задаются комиссией по канонизации архимандрита Серафима Тяпочкина. В его личном деле были изъяты несколько страниц по непонятным причинам, и это является неким препятствием для канонизации, потому что там тщательно рассматриваются все дела, связанные с исповедничеством. Но с отцом Серафимом особая история, потому что мы не канонизируем его как новомученика, а как праведника наших дней. Потому что та любовь, которую он источал из себя, она до сих пор действует. И многие исцеляются на его могилке. Мы собираем эти сведения, и надеемся, что это будет учтено. Мы надеемся и на помощь, которую любезно согласился нам оказать Александр Дмитриевич Беглов. И дай Бог, чтобы канонизация Серафима Тяпочкина произошла как можно быстрее. То, что касается схиархимандрита Григория Давыдова, этот процесс только начался. Есть определенная процедура, которую мы должны пройти согласно определению священноначалия Русской Православной Церкви.

– Каково Ваше отношение к прославлению в лике святых императора Павла? Преподобный Серафим Саровский считал его одним из самых благочестивых государей.
– Несомненно, это очень интересный император, несмотря на то, что Екатерина II его фактически ненавидела и всячески пыталась принизить его интеллектуальные способности. Но при нем было принято самое большое количество законов относительно обустройства Российской империи, были упорядочены межсословные отношения, отменены многие зверские наказания. Вопрос о канонизации его стоял перед революцией, но сейчас такой активности нет. И я не знаю, когда может совершиться это благое дело. Я же с большим почтением отношусь к личности императора Павла.

– Может ли некрещеный человек ходить в храм, ставить свечку, не будет ли это считаться грехом?
– Это грехом не считается, но это пустое действие. Если человек не крещен, значит, он не верит во Христа. И поэтому, когда он приходит в Церковь Христову, какие бы действия он ни совершал, это просто внешние действия, они не способствуют тому, чтобы душа человека обрела мир, радость и благодать.

– Сохраняется ли сегодня симфония между духовной и светской властью?
– Недавно была литературно-музыкальная гостиная в митрополии, где присутствовали три архиерея и губернатор. Были решены некоторые вопросы. Все делается в согласии и мире. Всегда бывают периоды и взлетов, и каких-то охлаждений. Мне кажется, что мы сейчас переживаем период осмысления того, как нам дальше строить наше Святое Белогорье. Не все так просто. Есть люди, которые откровенно мешают губернатору и мне в созидании симфонии, но это те испытания, которые всегда приходят, когда делаешь доброе дело. Крепче будем.

– С чем связана реконструкция здания, где находится социально-теологический факультет БГУ?
– В рамках празднования 200-летия со дня рождения нашего великого земляка, выдающегося церковного деятеля митрополита Макария Булгакова готовится специальная аудитория, посвященная ему, и восстанавливается часовня в честь мученицы Евгении. Часовня находилась в здании тогдашней женской гимназии, а сейчас там располагается социально-теологический факультет.

– Как вы относитесь к новым стандартам образования и экзамену в формате ЕГЭ?
– Русская образовательная школа была лучшей в мире. Это касается и дореволюционной школы, и того, что взяла и продолжила советская школа. Сегодняшняя реформа образования во многом для меня непонятна. Я не понимаю, когда вывешивают календарь «До ЕГЭ осталось 150 дней». Ну почему дети должны нервничать и переживать, испытывать перегрузки и нервозность? Слышишь объявление: «Готовим к ЕГЭ». У нас школа должна готовить. Нет, специальные конторы, которые за определенную плату натаскивают для того, чтобы заполнить эти таблицы ЕГЭ. Спрашивается, это будет способствовать творческому развитию личности или загонит человека в рамки, и будет удобно чиновникам от образования, которые ведут свою статистику и управляют финансами, совершенно не думая о детях?

– В акушерстве иногда может сложиться такая ситуация, когда по состоянию здоровья в родах может погибнуть и женщина, и ребенок. В таких случаях производится аборт, чтобы сохранить жизнь матери. С духовной точки зрения это является грехом?
– С точки зрения канонов, если есть угроза жизни матери, то не считается грехом прерывание беременности. Такого человека не наказывают – ни саму роженицу, ни врачей, которые по медицинским показаниям совершили прерывание беременности.

– Может ли быть добро с кулаками?
– Кулаки-то в боксерских перчатках? Это болезненный вопрос для всех. С одной стороны, воин, который защищает близких, свое Отечество, он творит добро? Да, он творит добро. Он делает это с кулаками? Да, с кулаками. А другая ситуация, когда все время пытаются сказать, что нужно идти и прямо ломиться ко всем и проповедовать веру любыми способами, как сектанты это действуют. Они пытаются вот так с кулаками навязывать свое мнение. Но это не в нашей традиции. Мы проповедовать веру с кулаками никогда не будем, потому что уважаем человека, его свободный выбор. Это данность, которая определена человеку Богом.

– Каково Ваше отношение к организации «Звенящие кедры», последователей которых называют в народе анастасийцами?
– Я сошлюсь на опыт Владимирской области. Там, когда изучали деятельность последователей этой секты – а она, по оценкам экспертов, является неоязыческой сектой – оказалось, что там половина детей в школу не ходила. Они не получали должного медицинского попечения, потому что считалось, что достаточно будет исцелиться какими-то травами и т.д., а к врачам не нужно обращаться. И еще там были спекуляции с землей. По этому поводу были возбуждены уголовные дела. На Белгородчине, видимо, есть некие силы, которые поддерживают это направление. Я бы посоветовал, если вы любите кедры звенящие, то и уезжайте туда, где они звенят. У нас они не растут. Я считаю, что это такие выдумки и ложные пути, которые поддерживаются людьми, склонными к неоязычеству. Может быть, эти люди занимают определенные посты, которые позволяют им приглашать таких сектантов сюда и организовывать определенные мероприятия.

– В среде верующих людей существуют разные мнения по поводу исторической встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Кирилла и главы Католической Церкви Папы Римского. Есть очень резкие высказывания. Не приведет ли это к расколу в Церкви?
– Наша митрополия одна из первых обсудила документы Гаванской декларации. Сам текст декларации с точки зрения канонов выверен. Там признается, что мы находимся в разделении, что у нас свое Предание, свои традиции. Недавно состоялся Священный Синод, где была одобрена позиция Патриарха: необходимо встречаться и вести диалог. В наше время все больше агрессивных исламских и псевдоисламских объединений в буквальном смысле нападают на христиан. А мы разъединены. Мы должны вместе защищаться и противостоять этому нападению. В этом смысле декларация не может нанести какого-то урона и повлечь раскол. Есть здравомыслящие люди, которые правильно оценивают, идут за священноначалием. Требуется время для осмысления произошедшего. Кстати, Папа Римский также после встретился с Константинопольским, Антиохийским и Александрийским Патриархами, и в том числе и с греко-католиками. Папа не изменяет своей традиции, он, как иезуит, встречается со всеми. Вот его это точно не смущает. Он не такой простой, как кажется. Надо быть осторожным с ним. Вот это я точно знаю.

– В последнее время стало модно делать татуировки. Как к этому относится Церковь? Можно ли людям с татуировками посещать храм?
– Если мы обратимся к Священному Писанию, то в книге Левит сказано: не делай никаких надрезов и никаких писаний на теле своем в память об умершем. В языческих традициях, когда близкий умирал, то делали некую пометку на теле: татуировку или ножом резали. Когда пришло христианство, то апостол Павел говорил: «Святите Господа и в душах ваших, и в телесах ваших». Уродовать свое тело – грех. Татуировки показывают, что для человека главное. Мы не знаем, что на себя навлекаем, потому что каждая татуировка – это символ. Если мы делаем какой-то знак на себе, мы соединяемся с определенной духовной реальностью, с духами злобы поднебесной, и навлекаем на себя всякие напасти.

– Для чего необходим Всеправославный собор, который сейчас активно готовится?
– Вселенские соборы собирались в пограничных ситуациях, когда возникала какая-то ересь, которая требовала своего осмысления, когда возникала угроза христианскому учению. Что сегодня мы можем назвать угрозой традиционным ценностям? Однополые браки, усыновление детей этими однополыми союзами. Какова степень христианской морали в нашем повседневном бытии, в нашем законе? Ответы на эти вопросы решаются соборами. Соборы созываются в ответ на угрозы, которые появляются в мире. Предстоящий Всеправославный собор не претендует, чтобы быть собором Вселенским. Повестка дня определена, сняты спорные вопросы, хотя остаются противоречия между Иерусалимской и Антиохийской Церквями. Из-за этого есть угроза, что они не прибудут на этот собор. Есть вопросы у Грузинской Православной Церкви к документу о семье. И сейчас идет сложный процесс подготовки тех документов, которые привели бы к согласию. Не надо думать, что это восьмой Вселенский собор. Он и по статусу, и по форме не может быть Вселенским.

На вопрос корреспондентов «Православного Осколья» о возможности установления на здании старооскольского театра памятной доски, которая свидетельствовала бы о том, что до революции в здании располагалось духовное училище и домовый храм, владыка Иоанн ответил положительно. Также ему понравилось предложение митрополичьего центра увековечить память афонитов – уроженцев Белгородской области в почтовых сувенирах, на марках и конвертах, в связи 1000-летием пребывания русской миссии на Святой Горе Афон.

– Люди имеют право на правду, и наша задача – чтобы правды было больше в этом мире, – подытожил встречу митрополит Иоанн. – Люди должны знать истину. А Христос есть путь, истина и жизнь. Поэтому сегодняшняя наша встреча – это разговор о том, как истина пребывает в этом мире и какие, с одной стороны, есть вызовы этой истине, а другой стороны, какие наши ответы.

После окончания пресс-конференции митрополит Иоанн наградил белгородских журналистов архиерейскими грамотами за освещение событий церковной жизни.

Подготовила
Светлана Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 5 =