Миссия учителя

Сельская школа. Николай Богданов-Бельский, 1890 год

Когда-то давно, почти десять лет тому назад, мне довелось поговорить с учительницей, которая более тридцати лет проработала в школе, нет, не в какой-то элитной гимназии или специализированном лицее, а в самой обычной районной школе. Звали ее Людмила Никоновна. Она преподавала математику и физику. А ведь известно, что далеко не все дети легко осваивают точные науки, но ей удавалось увлечь учеников своими предметами. И потому даже троечники, отучившиеся у нее, соображали при решении сложнейших задач лучше, чем иные отличники у других педагогов. Весь небольшой городок знал об этом.

Я спросил у Людмилы Никоновны: «Почему так происходит?» И получил ответ, который она произнесла, немного стесняясь: «В Бога верить надо и помнить, что человек – образ и подобие Творца. Самому учителю надо стараться относиться к ученику как к образу и подобию Божию, да и к себе это применять тоже! В конце концов, Создатель был первым Учителем людей в раю!»

В Ветхом Завете есть весьма примечательная фраза: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор. 8:5). Именно так разъясняется учительство Бога в отношении к людям. Предвечный Творец учит человеческий род как спастись, как избежать вечной смерти и наследовать Жизнь Вечную, как прийти к Нему Самому. И все это ограждено Любовью Божией. Бог не может навредить человеку, ведь Любовь никогда и не хочет ущерба любимому. Бог есть личность. Он и человека рассматривает не как бездушный и покорный механизм, но как личность, способную даже и взбунтоваться против Подателя всех благ. Но и бунт не уменьшает чувство Божией Любви. Бог отходит от обучения только тех, кто в безумии своем напрочь отрекается от Него, и предоставляет им существовать по их собственной воле по их прихотям и страстям.

Учитель и учительство

Само слово «учитель» в православии имеет несколько значений. Получается, что оно − одно из имен Божиих, Учителем называется Господь и Богочеловек Иисус Христос, «Учитель Церкви» применяется в качестве почетного прозвания к выдающимся отцам Церкви, например, святителям Иоанну Златоусту и Василию Великому, а также иногда к христианским писателям и богословам, которые хоть и не были причислены к лику святых, но прославились своими трудами на благо Церкви и подвижническим житием. В самом обыденном смысле «учителем» же обозначается человек, передающий знания другим, наставляющий и воспитывающий их.

До нас через столетия дошли слова преподобного Антония Великого: «Человекотворцем должно назвать того, кто успевает умягчить нрав необразованных и заставит их полюбить науки и образование. Равным образом и тех, кои людей невоздержной жизни приводят к жизни добродетельной и богоугодной, тоже должно считать человекотворцами, потому что они будто воссозидают людей».

Из этого видно, насколько высоко православие ставит дело учителя. Учитель не должен оказывать какие-то образовательные услуги. Он стоит выше их, ибо формирует человека.

Святые также говорят и о гигантской ответственности учителя. Преподобный Никодим Святогорец прямо писал: «Тот, кто становится учителем других, в двух вещах должен иметь страх в душе своей: первое то, чтобы не иметь ущерба в добродетелях перед теми, которых учит, и второе, чтобы и других сделать благоиспытанными в них [в добродетелях]. Если сих двух вещей таковой не достигнет, повинен будет большим мукам».

Корабль образования на рифах

Современному человеку, привыкшему жить в условиях секуляризированного общества, сложно понять православных отцов. Для него учитель – это наемник, который должен натаскать чадо по каким-либо предметам, чтобы оно потом поступило в вуз, получило престижную и хорошо оплачиваемую профессию. И здесь требования к педагогу заканчиваются.

Подобный взгляд заранее обрекает школу на прозябание, но самое страшное – стимулирует исчезновение настоящего учителя, который может вывести личность ребенка за пределы постоянной материальной суеты и сделать подрастающего человека больше, чем просто искателя комфорта, развлечений и довольства от потребления вещей и технологий.

Школа XXI века заедена грубым материализмом, представляющим потомков Адама и Евы лишь в качестве животных, разве что наделенных разумом. По разным причинам ныне восторжествовало то мировоззрение, которое известно издревле и подвергалось критике за глупость святителем Василием Великим: «Убегай бредней философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою и говорят о себе, что они были некогда и деревьями, и рыбами. А я хотя не скажу, бывали ли они когда рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что когда они писали это, то были бессмысленнее рыб».

Сейчас приключилось, что школа отчуждена от веры. И это беда не одной лишь России. Хваленая западная цивилизация ушла дальше нас. Но из-за этого не только родители и ученики относятся к учителю потребительски, но и учитель отвечает им тем же.

Многогранное исследование «Россия 2025: от кадров к талантам», которое провел ряд социологических фондов, показало неутешительные для нашей страны результаты. В нем отмечается, что к 2025 году в Российской Федерации образуется дефицит творческих кадров, способных принимать самостоятельные и нестандартные решения. Причем, таких людей требуется не менее 10 миллионов человек. Но их подготовка ни школами, ни вузами не обеспечивается.

Причину найти несложно. Святитель Филарет Московский предупреждал: «Свет одного научного образования без света Христовой истины − все равно что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь ея, − никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям.

Напрасно душа, коснеющая в отчуждении от Бога, источника жизни и начала добра, напрасно мечтает, что она развивается, возвышается, растет и идет вперед: а в ней развивается только дух самолюбия, она возвышается только гордостию, растет только в зле, идет вперед, но путем суеты, ведущим в погибель. Безполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем.

Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, если нет ветра? Что пользы и в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святаго?

Иди путем, который ведет к Богу, и тем же путем будешь приближаться к премудрости».

И как же здесь еще не вспомнить важнейшие слова английского писателя и апологета христианства К. С. Льюиса: «Жизнь наша настолько смешна и печальна, что мы неотступно мечтаем о тех самых качествах, которые сами же подрубаем на корню. Разверните газету − там написано, что нам насущно необходимы “инициатива”, или “творческий дух”, или “жертвенность”. По какой-то нелепой простоте мы вырезаем нужный орган и требуем, чтобы организм работал нормально. Мы лишаем людей сердца и ждем от них живости чувств. Мы смеемся над благородством и ужасаемся, что вокруг столько подлецов. Мы оскопляем мужчин и требуем от них потомства…

Прежний воспитатель обращался с воспитанниками, как птица с птенцами, которых она учит летать; новый – как хозяин с цыплятами, которых собирается съесть. Прежде человек передавал детям то, что достойно человека; теперь он просто разводит пропаганду».

«Дело учителя священно»

Надо сказать, что ситуация в образовании сложилась непростая. «Реформы» и преклонение перед Болонской системой сделали свое дело – низвели статус учителя и универсально образованного человека до низкого уровня, что неизбежно сказалось и на обучающихся.

Однако есть повод и для оптимизма. От «Болонки» Россия отказалась, а в учебных заведениях есть преподаватели и воспитатели, которые выполняют свою главную миссию – несут веру и стараются формировать личность ученика.

Начальная школа. Художник Мангус Энкель, 1899 год

Причем для этого не надо постоянно рассказывать о Боге и православии, что тоже, конечно, необходимо, но в светской школе часто встречает значительные трудности. Учитель, увлекший подопечного математикой, неизбежно заставляет его задуматься – откуда возник «жар холодных цифр».

Преподаватель, добросовестно открывающий ученику знания по физике, химии и астрономии, обязательно приведет к тому, что тот озадачится хоть немного размышлением о красоте, сложности и гармонии устройства Вселенной. Неслучайно великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн утверждал: «Я не могу себе представить настоящего ученого, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку».

Педагог, раскрывающий историю России и показывающий ее самые сложные моменты через личностное начало, а не лишь повествующий о производстве чугуна в тот или иной год, заставляет задуматься о вмешательстве Бога и гордиться нашими верующими предками, стойко переносившими беды войн и нашествий.

Вот великий полководец Александр Васильевич Суворов не потерпел ни одного поражения в битвах. Но он любил говаривать: «Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог». Или: «Русский Бог велик! Охают французы, усмиряются цесарцы!» На подобных исторических кирпичиках как раз и созидаются патриотическое чувство и любовь к Родине.

Миссия учителя выполнима. И наш русский православный учитель не привык унывать. А подкреплением ему наверняка послужит мнение преподобного Паисия Святогорца: «Настоящий учитель – великое дело, особенно в наши дни. Дети − они как чистые магнитофонные кассеты. На них могут быть записаны или похабные песни или дивные византийские песнопения. Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность, и если он будет внимателен, то может получить от Бога великую мзду».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 7 = 2

АРХИВ ГАЗЕТЫ