Мир святителя Кирилла Туровского

Старинный древнерусский городок Туров сейчас находится на территории Белоруссии в Гомельской области. Некогда он являлся центром племенного объединения дреговичей, а потом и столицей княжества. В «Повести временных лет» он упомянут еще под 980 годом, то есть до Крещения Руси святым благоверным великим князем Владимиром.
Некоторые ученые предполагают, что на месте Турова вполне могли побывать ученики святого равноапостольного Мефодия, которые с проповедью веры Христовой доходили до земель ятвягов – западно—балтских племен, соседствовавших с дреговичами.
Кроме того, Туров находился на своеобразном цивилизационном пограничье-перекрестке, его близость к потенциальным источникам духовной агрессии очевидна: Балтия, Пруссия и Польша – это территории, на которых в XII веке происходило активное противостояние политеизма и католицизма (а ни тот, ни другой не были приемлемыми для Руси, принявшей православие).
Но, как бы то ни было, Туровская земля, став христианской, подарила в XII столетии всему православию святого подвижника, церковного писателя и гимнографа Кирилла Туровского, которого современники сравнивали со святителем Иоанном Златоустом за замечательный стиль проповеди и любовь к Церкви.
Считается, что святой Кирилл принял монашеский постриг в возрасте около 30 лет. Ни его мирское имя, ни имена его родителей не известны, как и то, чем он занимался до прихода в монастырь, хотя и считается доказанной принадлежность будущего епископа к состоятельной семье и, скорее всего, близкой к княжеской власти.
Дата рождения святого скрыта волнами истории, а годом его ухода ко Господу нашему Иисусу Христу принято считать 1183-й.
Житие рассказывает, что с юных лет Кирилл полюбил молитву и чтение Священного Писания. Не вызывает сомнения, что и образование по требованиям той эпохи Кирилл получил отменное. Он был знатоком текстов византийских отцов Церкви, каковым при домашнем обучении явно стать нельзя.
Исследователи думают, что Кирилл Туровский учился в Киеве, хотя никаких сведений об этом нет. В то же время хорошая церковная школа вполне могла существовать в самом Турове – столице княжества.
После 313 года, когда христианство из гонимой императорской властью общины превратилось в первенствующую религию на территории Римской империи, оно неизбежно стало перерабатывать и языческую культуру, и языческое образование. Результатом чего стало основание первого настоящего университета (425 г.) императором Феодосием II в Константинополе – столице Византийской империи (при этом лучшие представители профессорского корпуса по статусу приравнивались к губернаторам провинций, а студенты и рядовые преподаватели получали множество важных льгот экономического и административного плана).
Византийское образование пришло и на Русь. Великий князь Ярослав Мудрый насаждал образование не только в Киеве. Летописи фиксируют школы при монастырях в Чернигове и Великом Новгороде, так почему бы и в Турове не быть средневековому православному учебному заведению?
Во времена Кирилла Туровского в городе, вероятно, действовали два монастыря: Борисоглебский и Свято-Николаевский. В каком из них первоначально подвизался святой – источники говорят не очень четко. Но через несколько лет после пострига (ок. 1141 г.) Кирилл Туровский был поставлен игуменом Свято-Николаевской обители, чему способствовали его аскетизм и великолепное знание Священного Писания и трудов святых отцов.
Однако Кирилл недолго управлял монастырем и ушел в затвор, стал «столпником», закрывшись в башне – «столпе». В уединении он молился и создавал свои труды, связанные с изучением Священного Писания и насущными проблемами Церкви.
Кирилл Туровский хорошо освоил навыки византийской риторической школы и, вследствие этого, признавался мастером древнерусской церковной гомилетики. Пожалуй, можно признать, что он был наиболее «византийским» автором из всех древнерусских церковных писателей XII века.
Местное духовенство, жители и князь, восхищенные добродетелями Кирилла Туровского и его трудами, добились возведения святого на освободившуюся епископскую кафедру около 1169 года.
Владыка оправдал надежды людей. Он оказался хорошим организатором и ревнителем православия, причем не боявшимся гнева могущественных князей.

Вторая половина XII века – это эпоха, когда обострились противоречия между различными ветвями Дома Рюриковичей, правившими Древней Русью. Изяславичи, Мономашичи и Ольговичи старались поставить своих родственников и сторонников на лучшие княжеские престолы.
К тому же наметилось возвышение Северо-Восточной Руси и Владимиро-Суздальской земли в пику постепенно терявшему свой авторитет Киеву – «матери городов русских».
В этом отношении представляет особый интерес сочинение святителя Кирилла Туровского под условным названием «Притча о человеческой душе и теле» (или «Притча о слепце и хромце»). Оно имеет два пласта: нравоучительный – о теле и душе – и политический – отклик заинтересованного современника на события, серьезно влиявшие на течение жизни Руси. Конкретным поводом для протеста и рассуждений Кирилла Туровского о проблеме взаимоотношения духовной и светской власти стала попытка достижения самостоятельности Ростовской епархией, предпринятая епископом Феодором при поддержке князя Андрея Боголюбского.
Кирилл Туровский обвиняет Андрея Боголюбского («хромца») и Феодора Ростовского («слепца») в действиях, направленных на разрушение Церкви («райского сада»). Из текста становится ясным, что большую вину Кирилл возлагает на «слепца».
В русских летописях Феодор (Феодорец) получил прозвище «еретика». Правда, в чем состояла суть ереси ростовского епископа, до сих пор непонятно (возможно, это была «гремучая смесь» из арианских, ирландских и несторианских взглядов). Первоначальное наказание для ростовского ересиарха было относительно мягким, он подвергся ссылке на Песий остров. Казнь Феодора приходится на более позднее время, возможно, из-за его упорствования в своей антиправославной доктрине.
«Ересь Феодорца» угрожала не только Русской Православной Церкви, но и относительному единству древнерусского государства, поэтому сочинение святителя Кирилла Туровского являлось выступлением русского патриота.
Но славу «Нового Златоуста» святой Кирилл приобрел не из-за своего выступления против ереси. Здесь главную роль сыграли его «слова», в которых он, например, разъяснял суть православной догматики и церковных праздников.
«Слово о снятии тела Христова с креста» представляется одним из лучших примеров творчества Кирилла. Туровский владыка писал: «После прошедшего праздника праздник достойней приспел, доставляя Божию благость святой церкви. Ибо если и цепи златые, унизанные жемчугом, с драгоценным каменьем, радуют очи глядящих на них, – тем выше духовная нам красота, праздники святые, что радуют сердца верующих и души освящают. Так сначала воскресением Христовым очистился мир и настала Пасха, освящая всех в вере; затем Фоминым опознаньем ребер Христа возродилось творенье: как только коснулся рукою он ран, всем подтвердилось Христа воскресение во плоти. Ныне же Иосифа благообразного с мироносицами восславим, послужившего после распятия телу Христову…»
Православная Церковь вспоминает деяние праведного Иосифа Аримафейского в третью неделю после самого значимого христианского праздника – Пасхи. Скорее всего, «Слово» было произнесено в виде проповеди в храме.
Плач Богородицы и речь Иосифа перед Пилатом у Кирилла Туровского переданы ярко, сочувственно и вдохновенно. Так все и оказывалось понятнее для его паствы.
В 1182 году владыка Кирилл Туровский оставил епископскую кафедру и удалился в монастырь, где продолжил создавать свои труды и наставлять православных христиан.
Святым епископа Туровского Кирилла уже признавали в самом начале XIII века. Его же сочинения ходили по Руси в годы татаро-монгольского ига и позже, переписывались и изучались. Многие люди получали духовную пользу от поучений святого владыки.
Удивительно, но и некоторые светские ученые в XIX столетии, открыв для себя «Слово о полку Игореве», этот литературный шедевр Древней Руси, задумались, мол, автором мог быть святой Кирилл Туровский, хотя традиционно считается, что епископ скончался за два года до самого похода князя в Половецкую степь.
Православному христианину XXI столетия совсем не грех ознакомиться с тем, что написал святитель, ведь так легче прикоснуться к миру Святой Руси – миру Кирилла Туровского, услышать ритм его живого сердцебиения.
Александр Гончаров