Между Ветхим и Новым Заветами

В Феодоровском храме завершена настенная роспись

К своей первой знаменательной дате – пятилетию со дня освящения – храм великомученика Феодора Стратилата полностью преобразился. Его стены украсили превосходные росписи, выполненные палехскими мастерами. В росписи приняли участие художники иконописной мастерской «Палехская палитра», которой руководит Иван Муратов. Надо отметить, что в Палехе при населении пять тысяч человек живописным мастерством владеют более пятисот жителей. В роду почти каждой семьи обязательно найдется свой художник, так как история художественного образования в Палехе уходит корнями вглубь XIX столетия и берет свое начало в иконописных мастерских. Знаменитая палехская лаковая миниатюра вобрала в себя исконные традиции древнерусской живописи. Сегодня известное на всю страну художественное училище в Палехе готовит мастеров не только в области декоративно-прикладного искусства, но и иконописи.
Иван Муратов окончил палехское училище и уже 11 лет занимается росписью храмов. В его бригаде почти все потомственные художники. В прошлом году они расписали два храма в византийском стиле в Ливане.
Оригинальную концепцию росписи предложил настоятель храма иерей Николай Дубинин. Восьмигранный купол подсказал и идею, в которой отражена связь между Ветхим и Новым Заветами.
– Поднимая голову, мы видим под куполом цитату апостола Павла «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1-2), – поясняет отец Николай. – Эта надпись является лейтмотивом всей концепции. На каждом лепестке восьмигранного купола представлен сюжет из земной жизни Иисуса Христа, а над ним в верхней части купола – образ ветхозаветного пророка, который за много веков иносказательно предсказал это событие. К примеру, на восточной стороне мы изобразили пророка Мелхиседека, царя Салимского, с хлебом и вином в руках как прообраз Причастия. А под ним – Тайная Вечеря, где Христос преподает Свои Тело и Кровь в виде вина и хлеба. Далее идет сюжет Рождества Христова. Над этим сюжетом располагается образ пророка Даниила и его известное пророчество о рождении Спасителя в Вифлееме. И так по часовой стрелке размещены основные евангельские сюжеты – Крещение Господне, Преображение на горе Фавор, моление о Чаше, Распятие, Воскресение Христово и Вознесение Господне. Мы видим не только вертикальную концепцию, но и горизонтальную последовательность. Это круг всей жизни Христа, в центре которой – Таинство Причастия. Нам, христианам, очень важно знать связь между Ветхим и Новым Заветами. Ведь история нашего спасения должна быть известна «от и до» каждому православному человеку.
На южной и северной стенах храма – образы святых в медальонах. Справа – мужские, слева – женские образы. Среди мужских ликов преобладание икон воинов – Димитрия Солунского, Иоанна-воина, Георгия Победоносца. Святые Александр Невский и Феодор Стратилат буквально встречают прихожан у входа – они написаны в проеме двери. Образы священномученика Онуфрия (Гагалюка), первого Старооскольского епископа, и святителя Иоанна Тобольского находятся в алтаре.
На западной стороне две большие композиции: брак в Кане Галилейской и благословение Иисусом Христом детей.
– Брак в Кане Галилейской – это первое чудо Христа, где Господь умножает вино, – рассказывает отец Николай. – Эта композиция показывает, что обычная человеческая радость благословляется Христом. Господь не против наших земных радостей, но эта радость должна быть в Боге и с Богом. Сюжет благословения детей Спасителем – понятен. В Евангелии сказано: не возбраняйте детям приходить ко Мне. Это сигнал взрослым: нельзя приводить их к причастию механически, надо приводить их ко Христу. Эти две композиции словно находятся в людях, их можно коснуться рукой, чтобы возникло чувство, что Господь рядом с нашими маленькими радостями в жизни, как на браке, или когда рождаются дети. Господь между нами – вот какая была идея этих двух евангельских сюжетов.
Роспись Феодоровского храма выполнена в канонической древнерусской традиции. Общая цветовая палитра отличается спокойными теплыми тонами. Голубизна в барабане купола сочетается с синевой в композициях, охристый цвет выбран для основного фона при написании пророков. Присутствует игра тонов «темный-светлый», при этом цвета не кричат и не давят, они не мешают молитве.
Художница Валерия Кошелева трудилась над четырьмя композициями – Рождество Христово, Крещение Господне, Тайная Вечеря и Вознесение – писала пророков. Закончила она Свято-Тихоновский гуманитарный институт, где обучалась на кафедре монументального искусства. Валерия – мастер-универсал, успешно справляется с большими сюжетами и образами святых. Хотя признается, что труднее всего писать лики Спасителя и Богородицы. Тут нужен особый молитвенный настрой. Как говорит Валерия, особенно помогал батюшка и прихожане, их терпеливое и добросердечное отношение к художникам. Отец Николай постоянно общался с мастерами, старался донести до них свои задумки и идеи.
Роспись профинансировал устроитель храма Федор Иванович Клюка. Но немало помогли и прихожане, которые щедро жертвовали на оплату проживания и питания иконописцев. Настоятель Александро-Невского собора протоиерей Алексий Зорин также не остался в стороне – он предоставил строительные леса, на которых работали мастера. Отец Николай искренне благодарен всем, кто помог ему благоукрасить храм к его престольному празднику.
Он считает, что благодаря росписи Дом Божий получил окончательное завершение.

Светлана Воронцова
Фото автора и Семёна Прохорова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 12 = 21

АРХИВ ГАЗЕТЫ