Метеор на небосклоне

главная19 августа 2017 года исполняется ровно 355 лет со дня кончины французского мыслителя Блеза Паскаля. Родился он 19 июня 1623 г. в Клермон-Ферране, а умер 19 августа 1662 года в Париже. О Паскале многие наслышаны еще со школы как о великом математике, физике и механике. Закон Паскаля стал основой гидростатики. Современный человек, едущий на автомобиле, вряд ли задумывается о том, что если бы не открытие Паскаля, то машина бы не имела тормозной системы. Да и вообще нынешняя гидравлика обязана своим существованием Блезу Паскалю.

Деятельность Паскаля как исследователя мало была оценена при его недолгой жизни. Но сейчас в его честь названа единица измерения давления, кратер на Луне и даже один из языков программирования. И это неслучайно, гениальный француз заложил основы математического анализа. Теория вероятностей развилась тоже не без его участия. Кроме того, он создал один из первых образцов счетной машины (совсем в юном возрасте, ради облегчения работы отца).

Блез Паскаль, если бы родился в XXI веке, наверняка бы получил прозвание вундеркинда. Болезненный ребенок всегда стремился к знанию и отличался особым даром к математике. А во взрослом возрасте разум Блеза приобрел черты философского свойства.
Паскаль как философ и христианский апологет известен плохо. А между тем его книга «Мысли о религии и других предметах», собранная из нескольких разрозненных рукописей и изданная после ухода в лучший мир самого Блеза Паскаля, отличается глубокими рассуждениями, любовью к Богу и неиспорченной честностью (по отношению прежде всего к себе).
Ученый и христианский мыслитель Паскаль своей жизнью показывает, что настоящая наука ведет к Богу, и только полузнание, горделивое и агрессивное, склоняется к атеизму.
Надо отметить, что Паскаль считается по праву принадлежащим еще и к классикам французской литературы. Может быть, через тексты Паскаля просвечивает и сама душа ушедшей христианской Франции, превратившейся в XX-XXI вв. в подобие Содома и Гоморры…
Паскалю довелось жить в эпоху, когда шло жестокое противостояние католиков и протестантов в Европе. Причем одновременно с этим противоборством все сильнее и сильнее начало проявляться безверие. Европейское общество вступило в дни промышленной революции, зарождающийся капитализм ринулся вперед, христианство ему уже стало мешать, ибо не давало беззастенчиво грабить «ближнего своего».
При жизни Блеза Паскаля пошли первые туманы так называемой эпохи Просвещения, которую следовало бы назвать эпохой Затемнения и безудержной атеизации умов. Скептицизм, агностицизм и обыкновенное антирелигиозное хамство поразили общество. Наряду с этим инструмент папского престола – орден иезуитов, вполне в духе эпохи отрицая мораль и нравственность, боролся с инакомыслием всеми доступными способами. Паскаль оказался в атмосфере, которая хорошо описывается словами апостола Павла: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). История сделала зигзаг и устремилась вперед к обрыву – к революциям, крови и откровенной лжи.
Душа Паскаля металась как птица в силках жестокого века. Блез стремился к Богу и познанию истины, искал союзников и друзей, но от последних получал только разочарование. Примкнув к «протестантскому течению» янсенистов (монастырь Пор-Рояль-де-Шан) внутри католицизма, Паскаль незадолго до смерти вынужден был порвать отношения с янсенистами, ибо под давлением властей они решили капитулировать в споре с католиками.
К сожалению, Блез Паскаль не имел возможности ознакомиться хоть немного с Православием. Россия только начала заявлять о себе как о значимой державе. А Православие на Востоке было задавлено исламской Оттоманской империей.
Жизнь Паскаля лучше всего сравнить с метеором, промелькнувшим на небосклоне. Но от него нам в наследие достались не только научные труды, но и примечательные «Мысли», которые показывают путь ко Господу нашему Иисусу Христу, точнее, помогают найти начало этой дороги.
Чему же учит Блез Паскаль?
Обращаясь к каждому человеку, он пишет: «Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положении, в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе все человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяние, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе – вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди бы заели друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы… Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворенного человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, которого мы познаем через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту… Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нем находим мы Бога и свою греховность… Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастливы… (выд. – А.Г.) Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее».
Паскаль отлично понимает хрупкость и зыбкость человеческого бытия, но он так же признает и особое выделение рода людского Творцом: «В сравнении с окружающим его миром человек не более как слабый тростник; но он – тростник, одаренный разумением.
Какого-нибудь пустяка достаточно, чтобы убить человека. И все-таки человек выше всяких тварей, выше всего земного, потому что он и умирая будет разумом своим сознавать, что он умирает. Человек может сознать ничтожество своего тела перед природою. Природа же ничего не сознает.
Все наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром».
И еще Паскаль подчеркивает: «Бог, который нас создал без нас, не может спасти нас без нас».
Далее, размышляя о человеке и поисках истины, французский философ приходит к следующему выводу: «Когда истина высказывается человеком, то это не значит того, чтобы истина эта исходила из человека. Всякая истина от Бога. Она только проходит через человека. Если она проходит через этого, а не другого человека, то это только оттого, что этот человек сумел сделать себя настолько прозрачным, чтобы истина могла проходить через него». Здесь Паскаль по взглядам приближается к отцам и учителям Церкви.
А в этом высказывании он просто повторяет их: «Лучшее в добрых делах – это желание их утаить». Вспомним, что православные святые буквально запрещали говорить о чудесах и своей помощи.
Блез Паскаль хорошо распознает грех гордыни и последствия его: «Одно из злых свойств человека состоит в том, что он любит и уважает самого себя, желает себе блага. Но беда ему, если он любит только самого себя: он захочет быть великим, а увидит, что он маленький; захочет быть счастливым, а увидит себя несчастным; захочет быть совершенным, а увидит себя полным несовершенства; захочет себе любви и уважения от людей, а увидит, что его недостатки отвращают от него людей и внушают им презрение к нему. Видя неисполнения своих желаний, такой человек впадает в самое преступное дело: он начинает ненавидеть ту правду, которая идет ему наперекор; он хочет истребить эту правду, и так как он сделать этого не может, то он в своей душе и в глазах других старается извращать правду, когда только может; и таким способом он надеется скрыть свои недостатки и от других, и от самого себя».
И, как будто предвидя, что произойдет с человечеством при победе атеистического мировосприятия, Паскаль отмечает: «Человеческая нравственность целиком зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет».
Dostoevsky_1872_350Известно, что Федор Михайлович Достоевский знал и читал этого французского апологета христианства, не отсюда ли и еще из знаменитого «пари Паскаля» («Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю все») произрастает его знаменитая фраза:
«…Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено».
Во многом взгляды Блеза Паскаля и Федора Достоевского перекликаются и пересекаются. Это кажется несколько странным, ведь между ними лежат примерно два столетия. Однако странность улетучивается, если припомнить, что французский философ и русский писатель очень любили Господа Бога.
И все приобретает ясные очертания через поучение апостола Павла: «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр. 13, 8).

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 7 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ