Мелодия Пасхальной радости
В России до 1917 года в городских и сельских учебных заведениях на Светлую седмицу часто ставились пьесы христианского содержания и проводились православные концерты. Преемственность времен здесь начала проявляться в Российской Федерации только с 90-х гг. прошлого столетия. Мы стучим в дверь прошлого, и она открывается…
В Православной гимназии Старого Оскола пасхальные обычаи русского народа нашли благодатную почву. В Светлый четверг силами преподавателей и учеников гимназии было организовано представление, где сценическое действо удивительно органично переплеталось с исполнением традиционных пасхальных песнопений и музыкальных произведений.
Зал гимназии ученики наполняли веселым шумом. Пасхальный Свет и Торжество торжеств отразились на беззаботном настроении ребят. С неподдельным оживлением все ожидали, когда начнется праздник.
Протоиерей Алексий Зорин, настоятель Александро-Невского кафедрального собора, и протоиерей Сергий Шумских, настоятель храма во имя преподобного Сергия Радонежского – давние попечители гимназии, тоже пришли ознакомиться с творческой работой учеников.
После неформального шутливого и доброго диалога с гимназистами, где с улыбкой выяснялось, чему они в школе и от родителей научились, отец Алексий обратился с приветственным словом и наставлением: «Как говорит наш великий учитель – апостол Павел, если Христос не воскрес, то мы самые несчастные люди. Но Он воскрес, и поэтому мы – самые счастливые люди. И дай Господь, чтобы мы с вами это счастье пронесли через всю свою жизнь и хранили его, как храним самое драгоценное, что у нас только есть. Желаю, чтобы пасхальная радость наполняла ваши сердца!»
Ликующе и звонко под сводами зала неоднократно звенели, как колокольчики, детские голоса: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Основой праздничной композиции стала постановка сказки «Гуси-лебеди». Известно, что русская сказка и былина пришли к нам из глубокой древности, в большинстве своем из крестьянской среды, где безымянные сказители наполнили их четкой христианской моралью. Но потом, когда в XIX-XX веках сказки стали публиковать достаточно широко, их во многом исказили. Интеллигенция, интересовавшаяся народным творчеством, почитала Православие обузой и намеренно отбирала для типографии тексты, которые несли наименьший христианский заряд. Нередко сказки просто искажались в угоду так называемым «прогрессивным» веяниям. И теперь приходится вновь приводить сказку к ее корням и заново наполнять христианским смыслом.
В гимназической постановке сказка «Гуси-лебеди» учит не абстрактному добру, но борьбе с грехом, который мучает нас и разрушает понятия справедливости и милосердия. Почтение к родителям, забота о ближнем своем, вера в Господа нашего Иисуса Христа через сказочный сюжет приходят к детям во всей своей цельности и необыкновенной жизненности. Помощь Ангела-Хранителя девочке, запутавшейся в своих желаниях, явственно проходит золотой нитью через сказку. Сама природа ведет к Богу, а следовательно, и к любви к человеку.
Детская сказка всегда обязана хорошо кончаться – обязательной победой добра над злом. Если угодно, настоящая сказка – это первая ступенька лестницы, на которую всякий вступает еще в детские годы, ведущей к Пресвятой Троице и Жизни Вечной.
Радость же Пасхальная – не сказочна и не метафорична, не абстрактна и не пуста. Она – в нас, с нами, рядом и вокруг нас! И даруется по извечным правилам совершенной и чистой мелодии любви самим Господом Богом!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Александр Гончаров
Дети славят воскресшего Христа
г.Старый Оскол
21.04.2017