Мелодия детства и радости

01_tgfdjshy78234tysagС 1991 года в России постоянно ведутся дискуссии о национальной идее, которая могла бы объединить все слои общества. Споры то разгораются, то затихают. И никак не удается прийти к согласию в этом важном вопросе. Думается, что воспитание подрастающих поколений россиян необходимо сделать по крайней мере одним из элементов национальной идеологии. Великий русский педагог К.Д. Ушинский учил: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины».
И еще: «Воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».

При посещении детского сада N 25 «Троицкий» мысль о правильности высказываний Ушинского получила дополнительные обоснования. Конечно, каждый может сказать, что масштабы несравнимы. Константин Дмитриевич рассуждает о всероссийском или даже всемирном значении воспитания, а здесь перед нами один из детских садиков, коих много на просторах нашей державы. Но река начинается с небольшого родничка, с тысячи родничков. И пусть «Троицкий» только родничок или капелька даже, но и он свидетельствует о важном, ибо отсюда разворачивается путь будущих граждан России в жизнь противоречивую, сложную и интересную. Из малого вырастает и большое…
На базе детского сада «Троицкий» 27 октября состоялся практико-ориентированный семинар для педагогических работников образовательных организаций Старооскольского городского округа «Совместная деятельность педагогических работников детского сада и школы в формировании духовно-нравственной личности ребенка».
Само название семинара имеет значение. Связь сада и школы – это гарантия безболезненного перехода ребенка из одной возрастной группы в другую в учебно-воспитательном цикле.
Детский сад «Троицкий» имеет свое сердце. И это храм. Не бутафорский, а подлинный, действующий. Как же сие нужно в эпоху господства потребительства и распространения теплохладности в духовной сфере. Ведь враждебное окружение влияет прежде всего на открытые детские души. Святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Нам вверен важный залог – дети. Будем поэтому заботиться о них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас». И горит ярким огнем надежда, что православное педагогическое сообщество Старого Оскола отлично понимает это.
Когда гости и участники семинара не торопясь передвигались по коридорам детского сада, то казалось, что где-то чуть слышно звучит ласковая мелодия. В фойе она слегка усилилась. И здесь началось знакомство приглашенных педагогов с творческой лабораторией, а точнее, с творчеством самих детей. Маленькие девочки что-то рисуют. Подойдем ближе. Нет, тут не изображения столь привычных массовому сознанию кукол Барби или еще чего-нибудь. Дети рисуют храмы. Наивно и чисто рисуют храмы. И так задается единый тон семинара…
Мероприятие развертывается с теоретической части. Со вступительным словом обращается к гостям и участникам Е.Н. Кривошеева, руководитель центра духовно-нравственного просвещения Старооскольского института развития образования (СОИРО). Затем выступает заместитель директора СОИРО, кандидат педагогических наук, доцент Д.Д. Поляков. Он кратко раскрывает тему духовно-нравственного воспитания детей и приветствует участников семинара.
Среди почетных гостей мы видим старооскольских священников: протоиерея Алексия Бабанина, протоиерея Сергия Шурова и иерея Максима Горожанкина. И удивляться совершенно не стоит. Духовенство всегда, во все времена особое попечение имело об образовании и воспитании православных детей.
Благочинный 1-го Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин по просьбе попечителей семинара обратился к присутствующим с добрыми пожеланиями. Он привлек внимание к особому значению Православия в воспитании детей. Отец Алексий заметил, что духовно-нравственное состояние общества и семьи напрямую зависит от правильного подхода к вере, воспитанию и образованию.
Затем участникам семинара был представлен доклад «Совместная деятельность педагогических работников детского сада и школы в рамках реализации проекта «Вместе дорогами добра» (Шатохина Г.А., заведующий МБДОУ ДС N 25 «Троицкий»; Алексеева Р.Р., завуч МБОУ «СОШ N 21»). Лейтмотивом выступлений стало сотрудничество школы и детского сада на поприще воспитания. Перед слушателями развернулась панорама мероприятий во взаимодействии школы и сада на всех уровнях: от планирования и до воплощения задуманного. Кроме того, была подчеркнута объединяющая роль ДПЦ «Благовестница» (детский сад N 25) и ДПЦ «Истоки» (школа N 21) в данной работе. С чем, безусловно, нельзя не согласиться.
Завершающее выступление старшего воспитателя детского сада «Троицкий» Н.В. Полуэктовой «Использование дидактического пособия «Азбука души начинается с игры» в образовательной деятельности детского сада и школы» посвящалось чисто прикладным педагогическим вопросам. Аудитория внимательно выслушала его. Несомненно, представленные наработки и творческие находки должны помочь участникам семинара в их нелегком, но серьезно востребованном обществом труде.
Фоном и, если угодно, лейтмотивом практической части семинара стало разъяснение смыслов празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Надо было зреть, как дети с нежностью и любовью славят Всецарицу. За окном царит осень, но от детских возгласов на душе разливается весеннее настроение.
Покров как единая нить проникает и в игры, и в танцы, и в литературно-музыкальную композицию. Ненавязчиво и с тихим чувством дети получают необходимые знания о торжестве.
Когда на экране возникают изображения русских храмов, детвора хором называет их. Храм Покрова на Нерли – шедевр русской православной архитектуры. Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве (иначе Собор Василия Блаженного). И детские голоса, без ошибок выговаривающие названия, которые иногда и престарелые атеисты не ведают…
А где-то звенит мелодия…
Школьники тоже не ударили в грязь лицом. Отрывок из стихотворения Дмитрия Кедрина «Зодчие» (посвященный строительству Покровского собора на Рву) очень удачно разыграли учащиеся школы.
Организаторы постарались на славу. И им все удалось.
Семинар постепенно подходит к концу. Завершает его презентация исследовательской работы ««История старооскольского храма Покрова Пресвятой Богородицы» с детьми дошкольного и школьного возраста (подготовленная Н.Ф. Полинкиной и С.Г. Котеневой, педагогами МБОУ «СОШ N 21»).
Чему же, кроме разрешения практических проблем, научает нас семинар? Да тому, что христианство (если припомнить фразу английского писателя и апологета К.С. Льюиса) – это религия радости, исходящей от Господа нашего Иисуса Христа. Дети ощущают и показывают это лучше взрослых. Они доверяют Богу и Пресвятой Деве…
И течет мелодия. Мелодия детства. Надо лишь внимательно прислушаться к ней.

“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев [то], Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк 10, 13-16).

Иван Александров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 3