Манипуляция общественным сознанием. Часть 2

Война миров

Часть 1
Часть 3

Еще в начале XX века превосходный английский писатель Г. К. Честертон написал следующие горькие слова: «Современный мир отнюдь не дурен. В некоторых отношениях он чересчур хорош. Он полон диких и ненужных добродетелей. Когда расшатывается религиозная система (как христианство было расшатано Реформацией), на воле оказываются не только пороки. Пороки, конечно, бродят повсюду и причиняют вред. Но бродят на свободе и добродетели, еще более одичалые и вредоносные.
Современный мир полон старых христианских добродетелей, сошедших с ума. Они сошли с ума потому, что они разобщены. Так, некоторые ученые заботятся об истине, и истина их безжалостна; а многие гуманисты заботятся только о жалости. И жалость их (мне горько об этом говорить) часто лжива. Например, Блэтчфорд (известный британский журналист конца XIX – начала XX в. – прим. ред.) нападет на христианство потому, что он помешан на одной христианской добродетели, таинственной и почти иррациональной, – на милосердии.
Он почему-то думает, что облегчит прощение грехов, если скажет, что грехов нет и, значит, прощать нечего. Блэтчфорд не просто ранний христианин, он единственный ранний христианин, которого и вправду следовало бы бросить львам, потому что в его случае верно обвинение язычников: его милосердие действительно означает анархию. Он враг рода человеческого – и все из-за своей человечности».
Я совершенно намеренно привел данные строки, так как именно они помогают нам четче понять силу современных манипуляторов общественным сознанием. Честно говоря, силы-то у новоявленных «человекоделов» и нет, они лишь маскируются нашими слабостями, нашим упорным нежеланием различать белое и черное, добро и зло. И бьют нас же свихнувшимися «добродетелями». Особенно это стало очевидным в эпоху появления, а затем и господства радио и телевидения. Использование различных манипуляционных эффектов напрямую привязано к «добродетелям».
В первой половине прошлого столетия вера в науку была неоспоримой. Наука принесла человечеству много положительного: медицина начала защищать от страшных инфекционных заболеваний, астрономия раскрыла красоту космоса и т.д. Ученые ради науки часто вели аскетичный образ жизни и мечтали осчастливить с помощью открытий людской род. Но, как бывает, вместе с наукой возникает и то, что обычно называется научной фантазией, которая немедленно выплескивается в литературу и СМИ. Образованные и не очень слои населения отчего-то убедились, что жизнь может существовать не только на Земле…

«Конец света» по радио

Давайте рассмотрим «Эффект Орсона Уэллса».
30 октября 1938 года радиостанция CBS (США) выпустила в эфир радиопостановку по известному произведению Герберта Уэллса «Война миров». Прилично же в Хэллоуин попугать слушателей вторжением злобных марсиан… Руководил постановкой малоизвестный режиссер Орсон Уэллс.
Премьера оказалась весьма необычной. Началось все (после объявления спектакля) с прогноза погоды и легкой музыки. Затем прошли сообщения о таинственных вспышках на Марсе и появлении неопознанных объектов около небольшой американской деревеньки Гроверс-Миллс. С места «падения» НЛО ведутся репортажи, журналисты беседуют то с взволнованным полицейским, то с дамой, выгуливавшей собачку. Фиктивные репортажи прерываются танцевальной музыкой. И вдруг… Начинают сыпаться сообщения о нашествии марсиан, о гибели военных и мирных граждан. Вбрасываются интервью неназванных политиков, офицеров и министра. Марсианские смертоносные лучи испепеляют самолеты и толпы горожан…
Мир вскипел и перевернулся. Радиоспектакль вызвал панику в нескольких крупных городах США. Люди поверили. Кто-то истерично звонил в полицию, кто-то выпускал домашних животных из загонов с криком: «Хоть вы спасетесь!» Часть возбужденных жителей Нью-Джерси утверждала, что они самолично видели шагающие марсианские цилиндры. Считается, что не менее одного миллиона людей выбежало на улицы в ужасе от близкого «конца света». Развернулся настоящий хаос…
Окончательное успокоение, после длиннющих разъяснений, наступило только через три дня.
Событие, которого никогда не было, заставило действовать людей под воздействием радио!
Могущество радио было понято и в дальнейшем использовано неоднократно.
Но наступила эра телевидения. И манипуляторы развернулись на полную катушку!

Смена власти в Румынии – акт спектакля свержения Чаушеску

«Эффект Тимишоары» (по С. Кара-Мурзе). Тимишоара – город в Румынии, населенный преимущественно венграми. Долгое время в стране правил диктатор Николае Чаушеску. Его власть казалась незыблемой. И вот из Тимишоары полились новости о мятеже венгерского населения. Затем государственное телевидение показало кадры из взбунтовавшегося города. Армия безжалостно расстреливает толпы, а обезображенные трупы восставших валяются на улицах и площадях. В столице – Бухаресте немедленно вспыхнуло протестное движение. В результате чего произошел переворот, а Чаушеску быстренько расстреляли…
Прошло время, и оказалось, что никакого подавления бунта в Тимишоаре просто не было. Телевидение показало очевидную «липу». Кадры мятежа монтировались из заимствованных сообщений о подобных событиях в других государствах. Трупы специально достали из морга и выставили для съемки (предварительно обработав!). Народ возмутился абсолютно зря. Но ничего уже переиграть было нельзя. Так в Румынии установилась «демократическая» власть в конце XX века.
Последние события в Ливии и Сирии показывают нам, что манипуляционные «забавы» продолжаются. Арабская телекомпания «Аль-Джазира» снимает штурм ливийской столицы Триполи в Катаре. Деревня в Сирии, уничтоженная боевиками, навешивается в качестве преступления на сирийские правительственные войска. «Эффект Тимишоары» в действии.

Информационная война с Россией

Впрочем, если вспомнить 2008 год, то обнаружится, что то же самое средство было использовано и против России.
Август. Ночь. Грузинская армия обстреливает центр Южной Осетии – Цхинвал. А западные СМИ показывают съемку обстрела и утверждают, что кровожадные русские напали на мирную маленькую Грузию и варварски уничтожают грузинские города: Гори, Кутаиси и далее по списку, в зависимости от пожеланий каждой конкретной европейской телерадиокомпании. Зрители возмущены! Общественное мнение подготовлено соответствующим образом…
Печатные СМИ сейчас отодвинуты на второй план, но и тут часто используются приемы из сферы манипуляции сознанием. В основном задействованы «технологии мягкой пропаганды» (по А. Миронову).
Читатель газет и журналов не очень-то любит политику. Он лучше проглотит очередной опус о жизни спортивных или музыкальных «звезд», чем обратит внимание на серьезный политический текст. Выход был найден в Европе и США. Манипуляторы приступили к раскрутке не реальных политиков, а тем, в той или иной степени волнующих общество. Ну, а политиков к этим темам решили негласно добавлять.
Например, какая-нибудь газета из номера в номер публикует материалы: о засилии русских проституток в Праге или Вене (конечно же, все «падшие женщины» поражены ВИЧ!); о страшной русской мафии, разбавляющей бензин на французских бензоколонках; о том, что все крупные состояния в России имеют криминальное происхождение; о разложении нашей армии и возможном похищении урана террористами. В итоге печатается статья политика N (из Франции, Германии или Англии, все равно), в которой он призывает ужесточить правила въезда граждан РФ в страны Европейского Союза. Добропорядочный бюргер рукоплещет такому политику и избирает его в парламент…
И невозможно хотя бы несколько строк не посвятить рекламе.

Реклама…

Считается, что реклама представляет потребителю товар лицом, рассказывает, где его купить и т.д. И это правда. Но реклама формирует и образ жизни, подсказывает поведенческие мотивы, определяет стиль общения. Не верите? И напрасно. Припомним несколько рекламных сюжетов. Маленькие пингвинчики воруют шоколадки из холодильника и обманывают взрослых недотеп-пингвинов; молодые тетеньки просвещают пожилых дам: каким порошком лучше пользоваться (житейский опыт ведь равен нулю в рекламе!); идеалом в жизни служит малодетная семья, ведь она очень легко покупает новый пылесос и живет в комфортабельной квартире; а если намазаться дезодорантом, то все девушки немедленно влюбляются в прыщавого юнца…
Но довольно!
Манипуляторы научились пользоваться нашими эмоциями и даже желаниями любить и ненавидеть. И сострадание, и милосердие могут превратиться в элементы манипуляционного воздействия. Мы гордимся свое образованностью, но она поверхностна. Не могу не вспомнить писателя-христианина Клайва Степлза Льюиса. Вот характеристика одного из героев романа «Мерзейшая мощь»: «… В его сознании не закрепилась прочно ни одна благородная мысль. Образование он получил не классическое и не техническое, а просто современное. Его миновали и строгость абстракций, и высота гуманистических традиций; а выправить это сам он не мог, ибо не знал ни крестьянской смекалки, ни аристократической чести». Подобный человек только и может, что ориентироваться на свои эмоции. И это печально…
Но есть совет от святителя Иоанна Златоуста: «Не говори мне, человек, что зрелище доставляет удовольствие; а лучше вразуми меня, не приносит ли оно, вместе с удовольствием, и вреда. И что я говорю о вреде? Оно не доставляет даже и удовольствия, как можешь видеть ясно из следующего. Возвращаясь из цирка, встреться с выходящими из церкви, и разузнай обстоятельно, кто получил больше удовольствия: тот ли, кто послушал пророков, принял благословение (от священнослужителя), насладился поучением, помолился Богу о своих прегрешениях, облегчил совесть и не сознает за собою ничего преступного, – или ты, который оставил матерь, презрел пророков, оскорбил Бога, ликовал с диаволом, слушал богохульников и ругателей, потратил время попусту и напрасно и не принес оттуда домой никакой пользы – ни телесной, ни духовной? Стало быть, и для удовольствия лучше приходить сюда. Ведь после театра тотчас является осуждение, обличение совести, раскаяние о сделанном, стыд и позор такой, что не смеешь и глаз поднять. А в Церкви все напротив: смелость, свобода речи и безбоязненный со всеми разговор обо всем, что здесь слышали. Итак, когда выйдешь на площадь и увидишь, что все бегут на то зрелище, ты беги тотчас в церковь и, пробыв в ней немного времени, услаждайся надолго словом Божиим».
Великий Иоанн Златоуст дает нам наилучшее средство против манипуляций, против войны, объявленной реальному миру миром измышлений и провокаций.
Александр Гончаров, к.ф.н., ст. преподаватель кафедры журналистики СОФ ВГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 − = 68

АРХИВ ГАЗЕТЫ