«…Львом пастырь, яко овцам являшеся»
30 декабря – память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (VI век до Рождества Христова)
В VI веке до Рождества Господа нашего Иисуса Христа Иерусалим – святой город пал. Пыльны дороги «Благодатного полумесяца»1. Тысячи плененных иудеев бредут в Вавилон. Знать и ремесленники, молодые и старые идут пешком. Вавилон, покоритель их земли, хочет этого. Правители Месопотамии давно изобрели способ подчинять окончательно разбитые народы. Лучших по знатности, по уму, по силе, по возрасту надо оторвать от корней Родины и отправить в чужие края. А там уж молодых – перевоспитать, умных – заинтересовать знаниями, знатных – обольстить почестями, сильных – привлечь в армию. И все. Нет больше представителей враждебного народа, но появились слуги, готовые целовать ноги царям Вавилона.
«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс. 136, 1-4).
Участь пленных предрешена? Ни в коем случае, ибо на реки Вавилонские пришел Даниил со своими друзьями: Ананиею, Азариею и Мисаилом. И что будет с тем же Вавилоном, гордо вознесшимся над иными царствами? «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136, 8-9).
В рабской клетке, пусть и золотой, можно лишиться даже своего имени («И переименовал их начальник евнухов – Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго» (Дан. 1, 7)), но не отречься от Господа и памяти своих предков.
Псалмы сами текут из уст в Вавилоне: «Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления» (Пс. 59, 5). Одурманивающее вино. Не все вынесли его воздействия, только верные Богу и стойкие до конца. Те, кто развратился – дошли в итоге до полного развращения. А те, кто доверяли Провидению, те и сохранили души свои.
В Вавилоне Даниил становится пророком Божиим. Он своими глазами видит, за что наказываются Богом его соплеменники. Старцы, выступавшие в роли судей у вавилонских евреев, забыв о долге и совести, легко покоряются греху. Рассказ о праведной Сусанне Вавилонской отнюдь не случайно вошел в Книгу пророка Даниила. В тяжелейшие, самые лютые времена добродетель женщин защищает народ. Русскому сердцу должен быть понятен поступок праведной Сусанны. Когда ослабли мышцы сильных, когда отчаяние затуманило умы слабых, когда оружие затупилось и оржавилось, когда враг господствует на твоей земле (а ты – в плену!), тогда если еще остались женщины, с молитвой к Богу поднимающие сыновей и дочерей на ноги и учащие их доблести погибших отцов – ничего не потеряно. Из целомудренных и верующих девушек вырастают настоящие матери.
И здесь женское целомудрие – дар Божий. И покушение на него равно богохульству. Да еще и сопровождаемое лжесвидетельством. Пророк Даниил совсем не невзначай говорит старейшине, оклеветавшему праведную Сусанну: «…состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде, производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных… точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам» (Дан. 13, 52-55).
Гордыня, гордость, самомнение бичуются пророком Даниилом. Та же похоть и ложь старейшин выползли из их непомерной гордыни: «Мы настолько почитаемы, что любое наше обвинение будет принято без вопросов». Фактически судьи поклонились сами себе. И их преступление сродни языческому идолопоклонству. Сама морально-нравственная атмосфера Вавилонии способствовала этому.
Пророк Даниил и его товарищи Анания, Азария и Мисаил, отказавшись от пищи со стола царя, еды, окропленной кровью жертвенного животного, своим постом отвергли язычество. А потом и своими делами опровергли языческое мировоззрение. Пророк Даниил – во рву со львами и три святых отрока – «в пещи огненной» – это вызов языческому окружению. Те же старейшины иудейские, выступившие против праведной Сусанны, вряд ли бы и до рва дошли, и в огонь бы за веру в Творца не ринулись. Да и идоложертвенное точно бы употребили. Ради чего? Ради собственной карьеры, собственного комфорта, собственного гордого взгляда на соплеменников, не сумевших приспособиться к соблазнам Вавилона и использовать их для своей пользы.
Не то ли происходило и в СССР в первой половине XX века по Рождеству Христову? Новомученики российские уподобились святым Анании, Азарии и Мисаилу, а их гонители и доносители из группы «обновленцев» превратились в штампы со старейшин-судей, несправедливо обличавших праведную Сусанну.
Если читать внимательно Библию и святоотеческие творения, то смысл истории и поступков людей становится гораздо понятнее.
История человечества стремится к преображению мира, приходу Спасителя, и скрывается за гранью Вечной Жизни. Пророк Даниил предрек и падение языческих царств, и конечное торжество святых. В условиях Вавилонского плена многим бы это показалось всего лишь мечтой, отголоском будущего, которое скрывается пеленой времени. И надо иметь неугасимую веру, чтобы осознать и принять слова пророка. Бог через пророка Даниила показал всем, как Он вмешивается в ход истории. По сути именно из того, что сообщили великие и малые пророки, и становится понятным, что история идет от Христа ко Христу. И другого пути не имеется.
Причину движения истории раскрывает пророк: «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Дан. 2, 20-22). А вся языческая мощь и гордость не стоят даже выеденного яйца. То, что произошло с Навуходоносором, превращение царя в животное, показывает суетность и тщетность материального преуспеяния пред Богом. Кстати, сам Навуходоносор понял это. Но ныне тяжело доходить человеку до высот понимания древнего царя. Современный человек предпочитает жить самообманом, а не признавать правильность истин, заложенных в Священном Писании. Не отсюда ли проистекает тяга к изменению, переиначиванию его? Не здесь ли просматриваются корни ненависти к Православию? Не тут ли спрятано стремление поклоняться любому идолу, хоть в физическом теле, хоть в мысленной оболочке страсти? Впрочем, у любого идола – «внутри глина, а снаружи медь» (Дан. 14, 7).
Вместо заключения
У Николая Михайловича Карамзина есть чудесные стихи, хотя все мы его больше знаем как историка. И думается, что строки из «Соломоновой мудрости…» Карамзина вполне приложимы и к великому пророку Даниилу:
«Не только для благих, будь добр и для коварных,
Подобно как Творец на всех дары лиет.
Прекрасно другом быть сердец неблагодарных!
Награды никогда великий муж не ждет.
Награда для него есть совесть, дух покойный.
(Безумие и злость всегда враги уму:
Внимания его их стрелы недостойны;
Он ими не язвим: премудрость щит ему.)
Сияют перед ним бессмертия светилы;
Божественный огонь блестит в его очах.
Ему не страшен вид отверстыя могилы:
Он телом на земле, но сердцем в небесах».
Пророк Даниил принадлежал к разряду тех людей, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов» (Евр 11, 33). Он – пример следования к Свету через океан тьмы. Пример и утешение для всех христиан.
Александр Гончаров,
кандидат филологических наук