«Лозие явистеся Христова винограда…»

12 августа Русская Православная Церковь вспоминает святых апостолов от 70-ти: Силу, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника.

2000 лет тому назад по могущественной Римской империи, охватившей своей властью, как кольцом, земли Средиземноморья, стремительно распространилось христианство.
Проповедники Бога Живого, распятого на Голгофе, шли часто по необжитым территориям, подвергались нападениям разбойников на дорогах и языческих толп в городах, встречали недопонимание, насмешки и иронию со стороны образованных людей античного мира, терпели голод и нужду, заключались по надуманным обвинениям в темницы. Но они всегда были готовы пострадать за Господа нашего Иисуса Христа. Они несли благовествование, призванное спасти мир и человеков от греха и жала смерти. Их трудами и жертвами закладывались основы нового общества. На их плечах поднялась христианская цивилизация.

Апостол Сила. «Муж нарочитый в братии»

На страницах Библии имя апостола Силы – в «Деяниях святых апостолов» (главы 15-18) и в посланиях апостола Павла (1 Фес., 2 Фес.). Из Святого Писания и Священного Предания известно, что апостол Сила обладал пророческим даром, принадлежал к числу учеников пророка Иоанна Крестителя и последовал за Господом уже после мученической гибели своего первого наставника. Вероятнее всего, он был избран самим Сыном Божиим в число 70-ти, участвовал в Апостольском соборе в Иерусалиме (51 г. от Р. Х.), стал верным спутником Первоверховного апостола Павла, потом был призван на епископскую кафедру в греческом городе Коринфе и там же принял мученическую кончину.
Известно, что после Иерусалимского собора апостолов Силу и Иуду отправили другие апостолы для разъяснения решений его в Антиохию – один из крупнейших центров Римской империи. Здесь сложилась сильная община из познавших Правду Божию бывших язычников.
Исследователи раннего христианства утверждают, что именно в Антиохии христиан и начали называть христианами. Язычники обозвали последователей Распятого Христа «христианами», то есть «усыновленными Христом». Суффикс «-ан» использовали в латинском языке как обозначение усыновленного. Сейчас, в XXI веке, конечно, непонятен тот оскорбительный смысл, заложенный в своеобразном языческом юморе. Но дело в том, что в Риме на усыновление напрашивались часто те, кто хотел сделать карьеру при помощи знаменитого и богатого покровителя или полузаконным путем получить римское гражданство. Язычники просто посмеялись над людьми «не от мира сего». Однако христиане с достоинством приняли свое наименование, ибо в реальности оно ничем не порочило их. А через 300 лет и вся Римская империя склонила голову перед Господом Иисусом Христом, а ее наследницу – Византию чаще всего называли, не задумываясь, христианской империей.
После Антиохии апостол Сила сопровождал апостола Павла. Он прошел вместе с ним Сирию, Малую Азию, Македонию и часть Греции. Из Предания мы знаем, что апостол Сила записывал все то, что с ними приключалось.
В македонских Филиппах апостолов обвинили в проповеди нечестия (в языческом понимании!), били и бросили в тюрьму. В узилище апостолы возвали ко Господу. Началось землетрясение, кандалы спали, двери распахнулись. Сторож в ужасе хотел покончить жизнь самоубийством. Но апостол Павел остановил несчастного. Тогда этот человек вывел апостолов из тюрьмы, спрятал в своем доме, омыл раны и стал ревностным христианином.
В Коринфе апостолы Павел и Сила расстались. У каждого из них была своя работа во славу Христову.
Точных сведений о мученичестве апостола Силы не сохранилось. В Священном Предании сохранились только сведения об убиении его язычниками за стойкость в вере Христовой.

Апостол Силуан. «…ныне Силуана мудрого восхвалим…»

У святителя Димитрия Ростовского сохранилась следующая информация об апостоле Силуане: «…святой Силуан с каждым из верховных апостолов трудился в проповедании учения Христова, будучи участником в их трудах и болезнях. В Солуни же он был епископом и, подъявши много скорбей ради веры, отошел здесь ко Христу, венчающему все подвиги».
В Священном Писании имя апостола Силуана встречается дважды (1 Пет. 5, 12; 2 Кор. 1, 19).
Апостола Силуана не следует путать с апостолом Силой (которого в Писании иногда так же называют Силуаном). Это совершенно разные люди. И Предание, и Писание их четко различают. Путаница возникла из-за переводов священных текстов на латинский язык и использования античными евреями имени Сильван. В сочинениях Иосифа Флавия имя Сила, Силуан, Сильван встречаются часто.
Таким образом, это имя являлось распространенным, и среди апостолов его носили в разных формах два разных человека.
По Священному Преданию, апостол Силуан сопровождал и первоверховного апостола Павла, и первоверховного апостола Петра. Он прославился своими чудесами и заслужил прозвище «Похвала Селуня», так как стал епископом греческого города Солуни (Фессалоники). Апостол Силуан мученически погиб во время гонений.

Апостол Крискент

Из второго послания апостола Павла к Тимофею дошло до нас имя святого апостола Крискента (Криска). Святой апостол Крискент сопровождал апостола Павла, а потом из Рима отправился для проповеди в Галатию, римскую область, расположенную в Малой Азии.
Скорее всего, сам Крискент являлся выходцем из Галатии. В Предании сообщается, что Крискент был поставлен епископом города Халкидона. Часто этот апостол называется «первопастырем Халкидона» и «всепремудрым проповедником». Также считается, что апостол Крискент (время неизвестно) проповедовал и в Галлии, и еще в городе Майнце, что неудивительно, ибо галлы и галаты – народы родственные, только Галатия возникла в результате вторжения галлов в Малую Азию.
Точная дата кончины апостола Крискента неизвестна. Предполагается, что он за проповедь Слова Божия был убит язычниками при римском императоре Траяне. Следовательно, пострадал он в старческом возрасте не позднее конца I века от Р. Х.

Апостол Епенет

В послании к римлянам апостол Павел говорит: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток… для Христа» (Рим.16, 5).
Апостол Епенет был верным сподвжником первоверховного апостола Павла. Был обращен в христианство в городе Ефесе, но родом происходил из Ахаии. У святителя Иоанна Златоуста есть слова: «Из наименования Епенета«возлюбленным» можно видеть, что апостол каждому воздает свою особенную похвалу; ибо быть возлюбленным Павла, который умел любить не даром, а с разбором, такая похвала немаловажна, напротив, очень велика и показывает в Епенете много добродетелей. Потом следует другая похвала: «иже есть начаток Ахаии». Сим апостол показывает, что Епенет или прежде всех притек к Христу и уверовал, что также составляет немалую похвалу, или преимущественно пред другими показал в себе большое благочестие. Посему сказав: «Иже есть начаток в Ахаии», апостол не умолк, дабы не стал ты здесь разуметь мирских отличий, присовокупил: «во Христе». Если первенствующий в гражданских делах почитается великим и знаменитым, то тем паче первенствующий в делах духовных. И поелику Епенет, как вероятно, был низкого рода, то апостол высказывает истинное его благородство и преимущество и тем украшая его, говорит, что он не для одного Коринфа, но для целого народа был «начатком», то есть соделался как дверью и входом для прочих. А таким дается немалая награда. Такой человек получит великое воздаяние за добродетели других, как немало содействующий им в начале».
По Священному Преданию апостол Епенет считается епископом Карфагена (Северная Африка), там же он стал мучеником Христовым, хотя подробностей его кончины мы и не знаем.

Апостол Андроник

Церковь так славит апостола Андроника: «Звезду пресветлую, богоразумия светом просвещшаго языки, апостола Христова Андроника восхвалим…»
Апостол Андроник являлся родственником апостола Павла, но он принял Христа в свое сердце раньше первоверховного апостола. В церковном Предании сохранилось, что святой Андроник был удивительным проповедником, который толпами крестил язычников.
Со своей проповедью он прошел практически все пространство между реками Дунай и Сава. Его спутницей являлась Иуния. Святая Православная Церковь чтит его имя не только в связи с семидесятью апостолами, но и святой Иунией.
Апостол Андроник своей проповедью подвигал язычников разрушать их капища, творил чудеса, исцеляя больных, за что его постоянно преследовали. Он подвергался и тюремному заключению и избиениям.
В городе Сирмий святой Андроник был поставлен епископом Паннонским. Точных данных о его кончине нет.
Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник учат всех православных христиан любви к Богу, борьбе с грехами и непоколебимости в стоянии за веру. Апостолы радовались, идя на смерть за Христа, страдая за Божию истину, радовались, когда любой язычник отвращал свое лицо от идолов и поворачивался ко Христу. Недаром Церковь поет святым апостолам: «Лозие явистеся Христова винограда, мудрии, гроздие приносяще в добродетелех, вино нам спасения источающе, егоже приемлем, веселия исполняющеся, празднуем честную вашу память, в нюже молите дароватися нам велицей милости и отпущению грехов, Господни апостоли».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ