Куда зовет нас погибший храм
Итальянский дипломат, посол римского понтифика Григория XIII иезуит Антонио Поссевино (1534–1611) писал о России: «Куда ни посмотришь, везде: на перекрестках дорог, над дверями и крышами храмов – видны многочисленные его изображения. Увидя их издали, склонив голову, они крестятся, если же оказываются поблизости от него, из почтения сходят с коней. И более всего благочестие народа характеризует то, что, начиная всякое дело, они осеняют себя крестом. Строители стен, возводившие крепость, начинали работу не раньше, чем, повернувшись к крестам, воздвигнутым на храмах, чтили их должным образом». Свой труд «Московия» Поссевино опубликовал примерно за семь лет до основания Старого Оскола. Естественно, что наши предки мало чем отличались от других русских людей того времени, а потому в крепости чуть ли не в первую очередь строились церкви.
Город-крепость Оскол находился в зоне русского фронтира. Стычки с врагом являлись делом обыденным. Но раз так, то, как не обратиться с молитвами к святителю Николаю Чудотворцу, защитнику и заступнику, покровителю верного воинства. Конечно, и без храма в его честь обойтись было невозможно.
Старооскольские краеведы полагают, что Свято-Николаевская деревянная церковь была построена в Старом Осколе еще в 1593 году и, по всей вероятности, была одной из первых. По данным А. П. Никулова, храм имел стыковой придел во имя святой мученицы Параскевы Пятницы.
Кирпичный храм в нашем городе решили возвести только на рубеже XVIII – XIX столетий. Инициативу показали все слои старооскольского общества: купечество, дворяне, крестьяне, ремесленники. Землю выделил купец Николай Деев. И здание было возведено в 1802 году. Храм получился двухэтажным. Основной престол нижнего этажа в 1815 году был освящен в честь святителя Николая Мирликийского, а в 1825 году здесь же произошло освящение придельного престола во имя мученицы Параскевы Пятницы. Надо еще сказать, что престол верхнего этажа был освящен в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Колокольню решили поднять рядом с храмом, в пять этажей, высотой до 95 метров. Однако задуманное не свершилось. По разным причинам (пожар, нехватка средств и т. п.) ее выстроили только в два этажа.
Гостю Старого Оскола дойти от Богоявленского собора до Казанско-Николаевского храма не составило бы большого труда. Они располагались, почитай, рядом.
На приходе приезжему обязательно рассказали бы, что в 1834 году план-чертеж колокольни заинтересовал лично императора Николая Павловича, которого современники называли «инженером на русском троне». А проект достройки колокольни в 1857 году по «Высочайшему утверждению» императора Александра II подписал главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями генерал-адъютант Константин Чевкин, личность незаурядная и много потрудившаяся на благо Российской империи.
Кстати, далеко не всем горожанам колокольня нравилась. Но это уж можно отнести к вкусовым пристрастиям.
Сам Казанско-Николаевский храм напоминал русского витязя, а колокольня – кряжистого ратника с топором, прочно упершегося ногами в родную землю, – такого привычно изображают художники на картинах, посвященных Куликовской битве.
Гостю, безусловно, поведали бы и о старце Иерониме (Соломенцове) Афонском, бывшем прихожанине, ушедшем за тридевять земель – в Грецию, на Святую Гору. В Казанско-Николаевском храме показали бы и пожертвование от иеросхимонаха Иеронима – серебряный ковчежец с двумя крестами: в первом содержалась частица Животворящего Креста Господня, во втором – частица мощей великомученика Пантелеимона Целителя. Православному гостю также удалось бы приложиться к старинной иконе святителя Николая Чудотворца.
Страшный Ильинский пожар 1862 года сильно повредил Казанско-Николаевскую церковь. Потом пришлось многое восстанавливать не один год. Но прихожане не отчаивались, и духовенство храма не опускало руки. И дом Божий стал еще лучше, чем был. Огромную роль в восстановлении сыграли благотворители.
Известный российский историк и писатель-археограф И. Ф. Токмаков в своем исследовании «Историко-статистический и археологический очерк города Старого Оскола с уездом (Курской губ.)» (1894) сообщает о благотворителях Казанско-Николаевского храма: «Это старооскольские купцы – Александр Егорович Пойменов, Никонор Максимович Винников, Михаил Николаевич и Владимир Васильевич Игнатовы, Гавриил Михайлович Гусарев, Иван Филлипович Ченский и штабскапитан Василий Леонтьевич Молчановский. Всем вышеозначенным благотворителям церковь обязана не только возобновлением своим, но и украшением и обогащением».
Духовенство Казанско-Николаевской церкви хорошо поработало и на ниве просвещения. Протоиерей Иоанн Порфирьевич Каллистратов, настоятель храма, сам сын священника, сорок лет преподавал «Закон Божий» в городском (уездном) училище, да к тому же еще и был членом Императорского Православного Палестинского общества (с 1900 года), международного (а не только российского!) научно-религиозного и гуманитарного объединения. Правда, в 1898 году отца Иоанна перевели в штат Богоявленского собора.
Революция 1917 года и установление советской власти негативно сказались на жизни прихода Казанско-Николаевского храма. Атеизм, избранный в качестве государственной идеологии, привел к упадку духовного бытия России и, естественно, нашего города.
У храмов были отобраны церковно-приходские школы. И этот процесс запустило Временное правительство еще до Октябрьского переворота большевиков. А после гражданской войны приходы обложили непомерными налогами, предварительно присвоив ценности, которые жертвовали некогда благочестивые прихожане.
На сохранившейся фотографии от 1932 года запечатлен митинг 1 мая как раз перед колокольней Казанско-Николаевского храма. Как же это копошение толпы совершенно противостоит величию и красоте крестного хода!
К этому времени приходская община уже развалилась, а на храме повисла большая сумма недоимки по налогам (18 581 руб.). Его закрыли. Потом стали использовать в качестве зернохранилища.
В конце 30-х годов прошлого века церковь начали постепенно разбирать. Колокольню и храм уничтожали около двух лет. К началу Великой Отечественной войны от них практически ничего и не осталось на поверхности земли.
Кирпич был пущен на строительство домов и тротуары. А там, где молились предки, прося у Господа сохранить страну, чад своих и всех православных христиан, потомки оставили лишь свалку.
После войны на месте храма построили жилой дом. Однако он стал разрушаться. Потом же здесь и организовали школьную спортивную площадку.
После падения атеистической власти в нашем городе построен целый ряд новых храмов, но и разрушенные церкви нам забывать не стоит. Даже погибший храм нас зовет поднять взгляд к Богу, к Пресвятой Деве, ко святым Божиим и Небесному Иерусалиму, где все церкви стоят в своей истинной первозданной красоте.
Святитель Иоанн (Максимович) недаром говорил: «Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни, и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира…
Русское небо, русские святые зовут нас быть с ними, как они с нами. Зовут приобщиться духу вечной жизни, и того духа жаждет весь мир. Восстановленная Россия нужна всему миру, от которого отошел дух жизни, и он весь колеблется в страхе, как перед землетрясением».
Статья подготовлена с использованием материалов, предоставленных Светланой Шестаковой, директором дома-музея священномученика Онуфрия (Гагалюка).
Александр Гончаров