Куда уходит детство?

В одной старой песенке есть слова: «Куда уходит детство?» Честно говоря, текст и музыка в моей голове полностью не отложились, но вопрос остался. И от чего-то он постоянно звенел в уме постоянно. Пришлось призадуматься о нашем времени, о детстве, и об окружающем мире…

В Древнем мире к детству отношение было сложным. Детей, конечно, любили. Однако, отношение к ребенку абсолютно похвальным вряд ли можно назвать.
При археологических раскопках в Месопотамии находят детские игрушки: куколки, собачек на колесиках и др. Дети играли, а взрослые делали для них игрушки. Но в том же Междуречье имелись и храмы, возведенные в честь многочисленных божков, при которых существовала детская проституция. И такое мы встречаем практически во всех древних цивилизациях.
Ребенок считался просто недоразвитым взрослым. Детские чистота и невинность подвергались сомнению. Зато мудрецы легко находили отрицательные черты у детей. Достаточно отметить, что в эллинской философии бытовал образ Божественного Ребенка, играющего с Космосом, в соответствии с прихотями и личными капризами то разрушающего, то воссоздающего миры.
Античность опорочила себя и проповедью педофилии. И у кого же мы находим сию гнусность? У Платона. Правда, не только у него одного. Знаменитая, столь воспетая европейцами платоническая любовь – это любовь к мальчикам.
Христианство пришло в эпоху, когда педерастия являлась вполне обыденным явлением, а детей же эксплуатировали на самых страшных и трудных работах. И всему находилось оправдание: дети – полувзрослые, ну и пусть повзрослеют совсем…

Детство в христианстве

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:13-16). Перед нами речь Господа нашего Иисуса Христа. Христианское понимание детства разительно отличается от языческих взглядов. Детская чистота и невинность помыслов полагаются как одно из оснований для вхождения в Царство Божие. На весах политеизма детские добродетели – малые и незначительные гири, на весах христианской нравственности – важные и необходимые.
В средние века и во время так называемого Возрождения путь к детству продолжался. Крестьянские дети трудились с родителями в полях; мальчик из семьи феодала уже в семь лет учился держать правильно меч и садиться на боевого коня; сын кузнеца в ранние лета приходил в кузницу. Но это совсем не мешало им оставаться детьми. Фраза Христа продолжала гореть в людских сердцах.
При народившемся капитализме положение ухудшилось. Дети рабочих оказались в ужасных условиях, фабричный труд украл у них детство. Еще в начале XX века дети работали на шахтах в Пенсильвании (США), надрывались на заводах Европы и Южной Америки. Детский труд оплачивался хуже взрослого, зато штрафы и порка использовались постоянно.
Но постепенно детскость стала прорывать пелену капитализма. На Западе здесь сыграли роль прежде всего христианские идеи. А в СССР, несмотря на атеистический характер государства, именно христианский подход к детству и восторжествовал.

Неоязычество XXI века

Но в конце двадцатого столетия в человеческой цивилизации явно наметился откат назад. И пошел он по двум направлениям. Во-первых, ребенок стал объектом атаки со стороны идеологии потребительства. Во-вторых, детство превратили в идола, ему начали поклоняться. С одной стороны, расцвел «сексуальный туризм» (например, в Таиланде), когда мальчики и девочки оказались жертвами богатых извращенцев; с другой стороны, по «благополучным» странам расползлась реклама детской косметики, гламурных журналов и прочих атрибутов «сладкой жизни» «как у взрослых». Ребенок опять (в коий раз!) объявлен полувзрослым.
Потребительскому обществу нужен потребитель вне зависимости от возраста. В Нидерландах уже была предпринята попытка регистрации партии «Милосердие, свобода и разнообразие», которая выступила с призывами легализации педофилии, зоофилии и детской порнографии. «Партия» не смогла легализоваться в 2006 г. Она просто не набрала нужного количества голосов для регистрации. Но не следует радоваться, ведь Гаагский суд признал право на существование такой организации. Сейчас идет процесс постепенного продвижения педофилов в политику. И в Канаде, и в Литве имеются инициативные группы, пытающиеся пойти по голландской дороге и надеющиеся на успех.
В серьезную опасность превратилась и проблема воспитания детей. В мире широко развернулась «педагогическая» деятельность, в которой открыто проповедуется отказ от любого наказания ребенка. В образовании приветствуется преклонение только перед материальными ценностями. Зачем? Английский писатель К.С. Льюис понял это давно: «Прежний воспитатель обращался с воспитанниками, как птица с птенцами, которых она учит летать; новый – как хозяин с цыплятами, которых собирается съесть». Разбалованные детки предназначены на заклание производителям разных товаров и услуг. Вместо правды и добра детям предлагается соблазн безудержного потребления. Вырастут, так ими же проще будет управлять. Человек без духовной основы – не более, чем неразумный автомат, поглощающий пищу, одежду, «фенечки», дешевую музыку и иные «блага». Неспроста в мире культивируются и жадность, и зависть, и гордыня (ой, у меня новый мобильник! я – лучше всех!). Пиршество соблазнов!

Все лучшее в мире указывает на Бога и Православие

«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:2-7). Не зря Запад и его радетели в России пытаются отгородить школы от христианства. Потеря денег и лишение возможности эксплуатировать пороки (под видом «нормальности») заставляют сторонников потребительства воевать с христианством. В ход идут и откровенная клевета, и хамство, и пропаганда самых нелепых пакостей через СМИ. Это неудивительно. Церковь защищает человека от саморазрушения, и только в Церкви есть противоядие против духовного и физического самоубийства.
И ныне, как никогда, кажутся мне актуальными слова иеромонаха Серафима (Роуз): «С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком… Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых.
Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь…
…В нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие».
Александр Гончаров, к.ф.н., ст. преподаватель кафедры журналистики СОФ ВГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

48 − = 46

АРХИВ ГАЗЕТЫ