Ктитор храма – не послушание, это призвание

Наталья Мартыновна в центре, Толик и её двою сестра
Наталья Мартыновна в центре, Толик и её двою сестра

Звание ктитора для христианина всегда было особо почетным. В давние времена этим греческим словом называли человека, который построил храм или монастырь на собственные средства. Позже ктитором именовался жертвователь или попечитель храма. В русском варианте так звали старосту храма. На эту должность, как правило, поставляли благочестивого, ответственного и хозяйственного мужчину, умеющего ладно управлять своим делом и семейством.
После Октябрьской революции эту ношу взяли на себя женщины: верующих мужчин становилось все меньше – одни уходили на войну, другие – в лагеря. Чтобы быть ктитором церкви, нужно было иметь теперь не доходы, а мужество и крепкую веру.

Наталья Мартыновна Простакова много лет была ктитором Свято-Троицкого храма в слободе Стрелецкой, практически до самой своей кончины в 1962 году. Как вспоминает о ней ее невестка Александра Романовна Простакова, которой самой первого сентября исполнилось 82 года, Наталья Мартыновна всегда отличалась сильной религиозностью, храм любила и пеклась о его благоустройстве, несмотря на все запугивания со стороны властей.
Однажды дело дошло до рукоприкладства. В 1960 году Свято-Троицкий храм на короткое время закрыли. Ключи от церкви находились у Натальи Мартыновны. «Дело было, кажется, на Вербное воскресенье», – вспоминает Александра Романовна. Чтобы отобрать ключи, особо ретивые противники церковной службы стали хлестать вербами пожилую шестидесятилетнюю женщину. Наталье Мартыновне пришлось отдать ключи. Но вскоре в храме вновь возобновилась служба.
Семья Натальи Мартыновны жила в Ямской слободе, была благочестивой, большой и дружной. Родилась она в 1898 году. В мятущемся 1917 году ей исполнилось 19 лет. По складу характера, решительному и твердому, по неугасимому стремлению к молитве из нее, наверное, получилась бы хорошая монахиня. Но какие монастыри при советской власти?
Замуж Наталья Мартыновна вышла за верующего молодого человека в Стрелецкую слободу. (Его сестра Елена была женой священника Григория Мелехова. Историю жизни этого удивительного батюшки еще предстоит исследовать). Муж Натальи Мартыновны трудился на железной дороге осмотрщиком вагонов. Но прожила в замужестве она недолго: в 1928 году супруг погиб по неосторожности на работе. Больше Наталья Мартыновна на семейное счастье не рассчитывала, двоих малолетних детей воспитывала одна. А из-за своей приверженности к храму никуда работать не устраивалась. Так что жили они своей маленькой семьей, мягко говоря, скудно. В Свято-Троицком храме она пела на клиросе, потом ее поставили псаломщицей. Дочку и сына Наталья Мартыновна всегда брала с собой, так что выросли дети практически в церкви. Шестилетний Толик понемногу помогал батюшке в алтаре, у него даже был свой детский стихарь (церковное облачение).
В тридцатые годы прошлого столетия приход Свято-Троицкого храма представлял собой «тайный» монастырь. Здесь служил и исповедовал иеромонах Анатолий (Хлебников), прибывший из Соловецкого монастыря. Возле храма поселились монахини из разоренной обители. Они также трудились в церкви. Настоятелем храма был протоиерей Михаил Павлюк. В Старом Осколе он служил еще до революции. С Белой армией не ушел, а остался окормлять напуганную гражданской войной паству. 5 ноября 1938 г. его арестовали, умер он в лагере.
Судьба еще одного клирика храма протоиерея Леонида Духовского также трагична: его арестовывали дважды, в 1937 г. расстреляли. На протяжении нескольких лет община храма духовно укреплялась истинными исповедниками веры. И, возможно, поэтому мы до сих пор собираем многочисленные драгоценные сведения о том времени от людей, которые были или сами прихожанами Свято-Троицкого храма, или помнят рассказы своих родных.
Как поведала Александра Романовна Простакова, ее свекровь Наталья Мартыновна хорошо знала владыку Онуфрия (Гагалюка). Когда его определили на старооскольскую кафедру, то местные власти разрешили служить ему только в Богоявленском соборе. Но архиерей старался посетить и другие храмы, незанятые обновленцами, чтобы укрепить в людях православную веру. Бывал владыка и в Свято-Троицком храме: иеромонаха Анатолия он выбрал себе в духовники. Шестого марта 1933 года архиепископ Онуфрий отпел почившего о Господе иеромонаха Анатолия и произнес в храме проповедь. Вскоре владыку арестовали. Как предполагают исследователи жизни священномученика, именно эта проповедь и стала главной зацепкой следователей, за которую они ухватились, чтобы наложить на него очередной арест.
Наталья Мартыновна в разговоре с родственниками часто вспоминала мужественного архипастыря. Говорила о его доброте и любви к простым людям. 02_gids34yuksaldrfw324Рассказывала, как по его благословению тайно с чужим паспортом ездила в Ленинград, чтобы привезти необходимые для богослужения вещи. Но особенно мил ее сердцу был случай, когда ее сынок Анатолий прислуживал владыке Онуфрию в алтаре. Когда Анатолий вырос, он тоже хорошо помнил эти моменты своего детства.
В память об архиепископе Онуфрии Наталье Мартыновне достались одеяло, маленькая подушечка и железная ложка. Эти вещи отдали ей матушки, жившие с владыкой в доме, после его ареста. Одеяло и подушечку-«думочку» она передала дочери, а ложка досталась семье сына. Александра Романовна говорит, что этой ложкой они пользовались по прямому ее бытовому назначению.

Алла Простакова, правнучка Нат Март
Алла Простакова, правнучка Нат Март

Тем более, что она была единственной стальной, все остальные ложки – деревянные. Теперь эту семейную реликвию она отдала своей внучке Алле Простаковой, которая усердно трудится при Крестовоздвиженском храме.
Со своей свекровью Александра Романовна впервые встретилась в 1951 году. Наталья Мартыновна не сразу согласилась с выбором сына: его избранница даже не умела креститься. Но долго перечить не стала, только поставила условие – обязательно венчаться. В день росписи она тайно повела молодоженов в Вознесенский храм на Казацкую слободу, и в два часа ночи батюшка их повенчал. Александра Романовна тогда была молодой учительницей и очень боялась огласки. Но, слава Богу, начальство не узнало. Осталось незамеченным и крещение двоих детей.
Верующая свекровь не заставляла молодую невестку молиться и ходить в храм. Понимала – не все сразу, да и опасно: может лишиться работы. В то время за учителями был особый надзор: если заметят в храме – точно выгонят. К сожалению, семейная жизнь с Анатолием Дмитриевичем оказалась трагически короткой – всего два года. Его ранняя смерть развела пути верующей свекрови и еще не успевшей прийти к Богу невестки. Понадобились долгие годы, чтобы сама Александра Романовна смогла безбоязненно войти в церковные двери и по-другому посмотреть на собственную жизнь и заново оценить слова и поступки Натальи Мартыновны, которая всегда с таким нетерпением стремилась в храм на службу. А приходя из церкви, счастливо улыбалась, говоря: «А я там пела, пела! Так хорошо!».
Последние годы они жили вместе. После случившегося инсульта Натальи Мартыновны невестка до последнего дня ухаживала за свекровью.

Постскриптум

Когда я пришла в дом Александры Романовны Простаковой, я не думала писать о Наталье Мартыновне. Меня интересовала история Анатолия Дмитриевича, мужа Александры Романовны, в детстве служившего в алтаре с владыкой Онуфрием, и судьба вещей, доставшихся семье от священномученика. Но главным лицом повествования оказалась Наталья Мартыновна, ревностный ктитор Свято-Троицкого храма. Похоронена она на кладбище возле любимого храма.

Светлана Воронцова

«Православное Осколье» — № 36 от 4 сентября 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 64 = 73

АРХИВ ГАЗЕТЫ