Крест православной миссии в США

Святитель Рафаил (Хававини) и преподобный Алексий Товт. Коллаж Юлии Зиновьевой

В XIX веке толпы эмигрантов нахлынули в Соединенные Штаты Америки. Люди из Европы, Азии и Северной Африки в поисках лучшей доли решились пересечь океан. За их счет в дальнейшем и было построено благополучие США как державы. Они создали то национальное богатство, на котором потом и возросла американская гегемония во всем мире.

Некогда США образно называли гигантским «плавильным котлом», в котором представители разных наций и этносов «переплавлялись» в американцев. Но как-то никто не задумывается, что живому человеку страшно попасть в такой «котел». Ему приходилось ради получения работы и довольства семьи отказываться от родного языка, традиций, обычаев и даже привычек. Новые граждане США часто подвергались и физическому и культурному насилию. Единственное, что могло поддержать, так это вера в Бога – Высшую Любовь и Высшую Справедливость.

Выходцы из православной среды искали, естественно, опору в православии. И они находили ее в Русской Православной Церкви, ведшей свою миссию на американском континенте. В православие в США стали возвращаться униаты и переходить даже католики.

Церковь Русская дала православному миру и своих святых, прославившихся на американской земле. Но мы о них знаем не очень-то и много.

 «…В глубине души русский»

Рафаил Хававини родился в 1860 году в семье арабов-христиан, бежавшей в Бейрут (Ливан) из своего отечества во время резни в Дамаске, когда в Сирии, входившей в состав Османской империи, развернулось массовое избиение немусульман.

С детства Рафла (Рафаил) полюбил учебу и богослужение. Хотя он вместе с родителями и вернулся в Дамаск, семья из зажиточной превратилась в бедную. Денег на обучение явно не хватало. Помощь пришла от диакона Афанасия Аталлаха, сумевшего добиться устройства талантливого юноши на пастырские курсы Антиохийской Православной Церкви.

В 1879 году Рафаил принял монашеский постриг и был назначен секретарем антиохийского патриарха Иерофея. А при новом патриархе Герасиме Рафаила рукоположили во иеродиаконы.

Киевская духовная академия до революции 1917 года. Изображение с сайта pravlife.org

В 1888 году Рафаил направляется на обучение в Киевскую духовную академию. Однако буквально через год он ее добровольно покинул, был рукоположен в иеромонахи, а затем удостоился сана архимандрита и возглавил подворье Антиохийского патриархата в Москве. Рафаил искренне полюбил Россию и быстро выучил русский язык.

В 1891 году архимандрит Рафаил вступил в конфликт с греками, традиционно занимавшими епископские кафедры в Антиохийской Церкви, хотя большинство верующих принадлежало к арабам. Получив разрешение от патриарха, Рафаил перешел в Русскую Православную Церковь. В течение трех лет он преподавал в Казанской духовной академии арабский язык, а в 1895 году началась его миссионерская деятельность в США, куда его отправили по просьбе православных арабских общин, примкнувших к РПЦ.

Через две недели после прибытия в Нью-Йорк архимандрит Рафаил организовал православный храм в честь Святителя Николая Чудотворца на Манхеттене. Все необходимое для богослужений он фактически привез из Российской империи. Но главной своей задачей архимандрит Рафаил поставил постоянную миссионерскую проповедь. Он постоянно разъезжал по США, разговаривал с людьми, совершал богослужения, наставлял и убеждал. Подсчитано, что за 20 лет своей миссионерской работы он создал 20 приходов.

Архимандрит Рафаил для сиро-христиан запустил издание православного журнала «Слово». А в 1898 году по благословению епископа Рафаил написал необычный служебник на арабском языке «Книга истинного утешения в святых молитвах», который предназначался как пастырям, так и мирянам. И в XXI столетии этот труд популярен среди православных арабов, и не только в Америке.

Большую помощь Рафаил в миссионерстве и подготовке кадров православных священников-арабов получил от нового епископа Тихона (Белавина), будущего Патриарха Московского и всея Руси, прибывшего из России на смену епископу Николаю (Зернову).

В 1904 году вспыхнула Русско-японская война. Архимандрит Рафаил организовал сбор средств для нужд русских. Православные арабы США пожертвовали более 2 тысяч рублей. По тем временам деньги вполне серьезные.

12 марта 1904 года архимандрит Рафаил был хиротонисан во епископа Бруклинского, второго викария Алеутской и Североамериканской епархии. Святительское облачение для нового епископа было приобретено на деньги, переданные императором Николаем II. Надо сказать, что владыка Рафаил был первым епископом, рукоположенным в Северной Америке.

Ко Господу епископ Бруклинский Рафаил ушел в 1915 году, не дожив двух лет до революционного краха Российской империи. Может быть, в этом проявилась милость Божия к святому человеку, говорившему: «Я сиро-араб по происхождению, грек по образованию, американец по месту жительства, но в глубине души русский».

 Выходец из униатов

Карпатскую Русь военные и политические катаклизмы оторвали от Руси еще в XIII столетии. Но люди, там жившие, почитали себя русскими (карпатороссами, русинами). Все-таки значительная часть из них оказалась оторвана от православия и Матери-Церкви и перешла в униатство.

Алексий Товт родился в Австро-Венгрии в 1854 году. Его отец, происходивший из карпатороссов, принадлежал к униатскому духовенству. Алексий тоже захотел стать священником. Он получил образование в униатской и католической семинариях, а также в Прешовском университете.

США. Нью-Йорк. Конец XIX-начало XX вв. Изображение с сайта goodfon.ru

В 1889 году он перебирается в США, где и возглавляет униатский приход в городе Миннеаполисе. Казалось бы, у этого человека не имелось шансов вернуться в православие. Но Бог знает, что делает. Великую роль в судьбе Алексия сыграла встреча с православным епископом Владимиром (Соколовским). Под влиянием владыки Алексий Товт понял, что Христа надо искать в православии, а униатство есть ложь и не более того.

В 1890 году Алексий Товт и еще восемь униатских священников совместно с более чем 300 мирянами в городе Вилькесбарр приняли решение перейти в Православную Церковь.

Отец Алексий писал: «Я горячо молил Бога, чтобы он мене дал помощь и силу просветити моих темных верников… В том помогли мне сами прихожане. Коли я скликал своих прихожан… некоторые из них заявили: «Пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланятися!»»

Протопресвитера Алексия Товта назначили благочинным Чикаго, что вызвало гнев у католиков. Но несмотря на различные угрозы, праведный Алексий православия не оставил, хотя его жизнь и протекала в суровых условиях. Ради своего прихода и для пропитания отец Алексий стал работать в пекарне. Кроме того, часть заработанных денег он раздавал нищим или передавал на нужды многодетных священнослужителей.

Некоторое время духовным наставником священника Алексия являлся святитель Тихон (Белавин). В 1907 году Товту предложили рукоположение во епископа, но тот из скромности отказался.

Больше всего свободного от богослужений и труда времени Алексий Товт отдавал молитве и проповеди. Он почитал своим долгом вести миссионерскую работу среди славян-иммигрантов. Особенно его слушали карпатороссы. Известно, что благодаря отцу Алексию 17 греко-католических приходов перешли в православие. Общее количество вернувшихся примерно составило около 30 тысяч человек.

Святитель Рафаил Бруклинский и праведный Алексий Товт высоко подняли крест православной миссии в Северной Америке. Они руководствовались словами великого святого Иоанна Златоуста: «Если сегодня не убедишь, может быть, убедишь завтра; и если никогда не убедишь, сам ты все равно получишь совершенную награду. Если не всех убедишь, можешь убедить некоторых. Так и апостолы, хотя и не всех убедили, получили награду за всех, так как ко всем обращались со словом проповеди».

Бог знает своих, недаром Рафаил (Хававини) и Алексий Товт были причислены к лику святых.

 

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

61 − 52 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ