Крест пастыря: за Бога, Церковь, Россию и други своя
Даты памяти двух святых разделяет совсем немного дней в православном календаре. Священномученик Иларион (Троицкий († 28.12.1929 нов. ст.), архиепископ Верейский, и праведный Иоанн Кронштадтский († 2.01.1908 нов. ст.) – это драгоценные камни в короне Святой Руси. В жестокие времена им довелось жить и трудиться во славу Божию.
2017 год – это сущее напоминание русским о трагедии, которая разыгралась на просторах нашего Отечества. Революция опустила в бездну все слои населения России. Против революционного безбожия громко звучали голоса Иоанна и Илариона.
Батюшка Иоанн звал, предупреждал народ, но образованные классы империи насмехались над ним и не желали прислушаться к пророческим словам.
Священномученик Иларион грудью встал на защиту Церкви в годы послереволюционные и был умучен безвинно.
Когда не слушают святых, мгла застилает страну. Выучили ли мы этот страшный урок? Ведь до сих пор находятся люди, умиляющиеся достижениями Советской власти и напрочь не замечающие того кошмара, который раскрылся после 1917 г.
Святой Иоанн превидел возрождение России
Иоанн Кронштадтский провозвествовал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же, русский человек!.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу и вам, и России».
Скромный священник, отдавший все на служение Церкви и людям, исцелявший страждущих, устраивавший библиотеки и рабочие места для бедных, яростной любовью горел к Богу и ближним своим. А поэтому и обличал всех тех, кто вел державу к погибели, и дарил надежду своими словами последующим поколениям: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях… мучеников… как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу. И будет, по завету князя Владимира, – как единая Церковь. Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
Праведный Иоанн накануне грозных потрясений, при нашествии открытой революционной бесовщины требует верности Церкви и объясняет это четко и без лишних намеков: «…необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос. Царство Его есть Церковь воинствующая с началами, и властями, и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые составляют искусно организованное царство и воюют крайне опытно, умно, метко и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши все их страсти и наклонности.
Один человек тут в поле не воин, да и великое общество, но неправославное и без Главы – Христа ничего не может сделать с такими врагами – хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от святых воинов Христовых, победивших врагов спасения силой благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом – общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой Божией милостью мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив единую истинную Главу Церкви – Христа; лютеране отпали и без Главы остались, англиканцы – тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а велиар воюет всей силой, коварством, и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате».
Не ошибался Иоанн Кронштадтский и в своих прозрениях насчет кумиров тогдашней общественности, например, Льва Николаевича Толстого, коему писательский талант отнюдь не мешал продвигать идеи, враждебные христианству.
Святой Иоанн свидетельствует: «Мы в наше время должны твердо содержать и исповедовать пред всеми, так как ныне и у нас в России появилось и дерзко проповедуется богохульное учение, отвергающее Божество Господа нашего Иисуса Христа, – виновником и проповедником которого явился новый Юлиан и новый Арий граф Лев Толстой, дерзко поднявший свою седую голову против Христа и Церкви и увлекший за собою многих своих почитателей».
Но что же мы видим далее? А вот что: «Как и всегда перед Пасхой, склад был наполнен богатым выбором изящных резных и разрисованных пасхальных яиц. С удивлением и недоумением вижу целую массу яиц с портретами Льва Толстого. Обращаюсь к хозяину:
– Послушайте! Сознавали ли вы, что делали, приготовляя пасхальные яйца с изображением еретика и богоотступника?
– А что?
– Да как что? Ведь Толстой учил, что никакого воскресения Христова не было, что это всего лишь позднейшая выдумка. У вас на одной стороне яйца «X.В.» – «Христос воскресе!», а на другой – Лев Толстой, который эту истину отвергал. С одной стороны яйца написано «Христос воскресе!», а с другой – «Христос не воскресал». И это все на одном и том же пасхальном яйце!
Собеседник смутился и, как бы оправдываясь, сказал:
– Да ведь наше дело коммерческое. Требуют – мы и готовим.
– И много у вас таких яиц требуют?
– Очень много. И в Москву, и в Петербург. Несколько тысяч в этом году подобных яиц продали.
Подумайте, читатель! По Святой Руси в Пасху расходятся тысячи яиц с портретами врага Христова воскресения! Толстой на пасхальных яйцах – какое гнусное кощунство! Только лукавый, пораженный Воскресшим, мог внушить нелепую мысль изобразить на пасхальном яйце Льва Толстого. Ему, диаволу, ненавистен христианский символ воскресения, и он через неразумных людей постарался надругаться над ним. А ведь все это наша несчастная интеллигенция отличается. Ведь пасхальные яйца кустарного изделия (довольно ценные) именно среди нее расходятся; она требует их к Пасхе тысячами «и из Москвы, и из Петербурга».
Рассказанный прошлогодний случай невольно вспомнился мне, когда за целую неделю до Пасхи нынешнего года «Русское слово» начало публиковать, что «в пасхальном номере будут напечатаны дневники Л. Н. Толстого». А вот и этот «пасхальный номер». Ни слова о воскресении Христовом».
Эти строки взяты из статьи иеродиакона Илариона (Троицкого), будущего священномученика, еще от 1913 года. Ушел уже ко Господу батюшка Иоанн, умер и Лев Толстой. «Образованцы» же выбрали то, что сулило вред, а не пользу России. Как же при таких условиях не разверзнуться революционному безумию?
Как-то никто не задумывается о роли сектантов в революции. Большевики серьезно контактировали с теми же «толстовцами», а прямой соратник графа Толстого – П. И. Бирюков даже сохранял некоторое время архив ЦК РСДРП в Швейцарии. Известный социал-демократ Владимир Бонч-Бруевич и поклонник В. И. Ленина, ставший после октябрьского переворота 1917 года управляющим делами Совета Народных Комиссаров (исполнял обязанности до октября 1920) и подписавший акт от 05.09.1918 «О красном терроре», сотрудничал с «толстовцами» Чертковыми и даже помогал сектантам-«духоборам» покинуть Российскую империю.
Неслучайно в 20-е годы прошлого века, в разгар убийств православных священников и мирян, арестов священноначалия и массовых ссылок духовенства, «толстовцы» мило вели диспуты с наркомом просвещения Луначарским на разные темы, причем последнему ассистировал Емельян Ярославский, ставший одним из главных безжалостных гонителей Православия впоследствии.
Последняя «толстовская» газета была закрыта большевистским правительством только в 1922 году. Как говорится: «Еретик еретика видит издалека». Конечно, «толстовство» – не атеизм, но оказывается, что безбожниками и революционерами его пафос антиправославный был оценен и показался им чрезвычайно привлекательным.
Господь вел святителя Илариона путем мученичества и исповедничества
Иларион (Троицкий), точно так же, как и батюшка Иоанн, вышел из бедной сельской семьи, связанной с Православием целой чередой поколений предков. На Соборе 1917 года архимандрит Иларион выступал строго по заветам Святой Руси. Его речь о восстановлении патриаршества являлась отзвуком чаяний тысяч и тысяч православных христиан.
После избрания Патриарха архимандрит Иларион становится его секретарем и верным сподвижником. И в 1919 году следует первый арест пастыря. Бывшие радетели «угнетенных» «толстовцев» совсем не церемонились с православными.
И Бог повел дальше Илариона по дороге мученичества и исповедничества…
Прислушаемся к словам, сказанным Иларионом (Троицким) в 1920 году после его хиротонии во епископа Верейского: «Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников… Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят… Силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников… Знаю теперь твердо, что воля Божия управляет Церковью и не без Божией воли поставляются в Церкви епископы… Господь милосердый да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви, для употребления на общую пользу. Воля Господня да будет».
Как же перекликаются мысли священномученика Илариона и праведного Иоанна Кронштадтского. Несгибаемая стойкость и великая вера здесь открываются воочию.
Святитель Иларион за свою непримиримость к «обновленцам», пытавшимся захватить храмы и управление Русской Православной Церковью, был арестован властями в 1923 году, и с 1924 года начался путь Владыки по лагерям и ссылкам. Но и в Соловецком лагере, и в ярославской тюрьме Иларион (Троицкий) продолжает свое радение о Церкви и Родине. И только в 1929 году смерть вырвала его из цепи земных воинов Православия.
Праведный Иоанн Кронштадтский и священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский – это вечные примеры истинно христианского служения, дарованные нам Господом Иисусом Христом.
Иван Александров