Крест отцовства: ноша и потери
21 июня — день отцов в России
Многие вещи и явления человек познает, только испытав их. Помню, что мне долгое время совершенно была не понятна фраза из Евангелия: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк 11, 11-13). Отец, отсылающий сыну своему скорпиона, а дочери кирпич вместо еды, казался образом карикатурным. Образом, коий притянут за уши в библейский текст (прости Господи!). И только вступив в семейную жизнь, подержав на руках первенца, я понял, как заблуждался из-за своей мнимой образованности. Ведь в речи Спасителя явлена высшая любовь отца к ребенку, Бога к человеку. И нет здесь ни передержек, ни излишней аллегории. Дитя на твоих коленях беззащитно, ласково и нежно, невозможно, если только любишь, а не претворяешься, нанести никакого вреда ему…
О, сколько же стихотворений посвящены материнской любви, а вот отцовской таких славословий и не досталось. Почему же так произошло? Материнская любовь – это огонь, то заревом полыхающий на ветру, то согревающий спокойным теплом. Огонь виден и за пять шагов и за сотни миль. Отцовская любовь – иная. Ее сравню с родниковой водой, утоляющей жажду или же охлаждающей разгоряченного смутьяна! Отцовская любовь в отличие от материнской заряжена на справедливость и милость. Отцовской любви не нужны хвалебные рифмы, ведь есть же притча о блудном сыне, где она раскрывается, как Млечный Путь посреди звездного неба в безлунную ночь. Здесь явственно показаны милость и справедливость отца. Он радуется, покаявшемуся младшему сыну, осознавшему свой грех, свой промах, свою неправоту. Но отец утешает и осерчавшего старшего сына. Он не лебезит и не унижается перед ним, но просто говорит: «…Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое…» Подумаем по совести, а можем ли мы уподобиться этому отцу?! И, вообще, готовы ли мы понимать и принимать от сердца библейскую мудрость, без попыток переиначить на потребу эгоизму, коий носим за плечами, как торбу, полную галькой?..
У апостола Павла в отношениях родителей и детей четко расставлены акценты: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф 6, 1-4). Оказывается долг отца не только принимать повиновение детей, но и не раздражать их и воспитывать православно.
Ныне отцы и мамы тоже легко отвергают вкусы и мысли детей и тем отдаляют их от себя, даже не пытаясь разобраться, с чем же в реальности они столкнулись. Если чадо заблуждается, то с бедой надо сражаться, а если же нет, то наоборот помочь становлению личности ребенка, воспитывая через веру во Господа нашего Иисуса Христа и на своем собственном примере.
Жаль, но ныне отцовство, в обществе понимается призрачно и отстраненно. Православный философ Александр Панарин отлично описал проблему социального дезертирства, когда целые слои общества отказываются от своих обязанностей во имя развлечений и комфорта. Правда, Панарин сосредоточил внимание на дезертирстве матерей, но он упустил из виду, что первые ряды социальных дезертиров составили отцы. Хотя и отметил, что «…отец в постмодернистской среде изначально был лишен черт жертвенного человеколюбия, явленного Христом».
Отцы XXI века не желают ни то, что идти во след за Христом, но даже не могут пожертвовать своим свободным временем для ребенка или жены. А, сбрасывая бремя воспитания на мать, они заранее отказываются от сотворения личности сына или дочери. Папа, засевший после работы за компьютерной игрушкой, забывший о храме, готовит недочеловека. Ребенок потом повторит все сии «подвиги» и расплатится с родителем, без сожаления отправив оного в дом для престарелых. Дочь, постоянно созерцая отца – любителя потех, ко всем мужчинам во взрослом возрасте будет относиться, как к шутам гороховым, коими можно помыкать и из которых можно лепить что угодно по своему вкусу. А сын?.. Мальчики любят копировать пап. И теперь мы узреваем, что из юношей наших куда-то испарилась мужественность и убежала за пределы души жертвенность. Гламурные мальчики, потягивающие пивко и этим самым выплескивающие свою «взрослость», на улицах городов стали привычны и типичны.
За дезертирство отцов в ответе оказались дети, семья, государство, в конце концов.
Если раньше отец-феодал сажал сына в семь лет на коня и давал в руки дедов меч или же отец-кузнец брал сына в кузницу и учил ковать подковы, то есть стимулировал реальное вхождение в жизнь, то сейчас забытые сыновья, настоящая «безотцовщина», вползают в бомонд и впиваются в комфорт. В случае какого-либо бедствия «негодные дети негодных отцов» превратятся в зверей, без сочувствия относящихся к более слабым и с трепетным холуйством почитающих любого силача и наглеца. Точность мысли апостола (высказыванию около 2 тыс. лет!) поражает: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Честно изъясняясь, не вижу смысла в данных условиях праздновать особо дни отца или матери…
Однако не все окончательно решено на свете белом. Есть Церковь, хранящая и подлинное отцовство, и истинное материнство, и светлую детскость. Нам есть чему и у кого поучиться просто-напросто быть людьми. Социальные дезертиры бегут вприпрыжку в ад, расписанный под «хохлому» в псевдорайские цвета, а христианину мчаться некуда и не за чем, достаточно переступить порог храма и вспомнить совет старца Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И нести свои кресты: отцовства, материнства, сыновства. Уж какие нам и ссудил по нашим силам Господь Бог. А Христос ждет нас, как отец блудного сына!
Александр Гончаров, к.ф.н., доцент кафедры журналистики СОФ ВГУ