Крест для человеческой мысли

«Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе», – эти слова молитвы святого Иоанникия Великого мы встречаем в православном молитвослове, и они в действительности отражают верный подход к «пониманию» догмата Святой Троицы.
Вера в Троицу – это наша не только отличительная особенность от монотеистических религий (ислам, иудаизм), но и ключевой момент для спасения!

Феофан Затворник пишет, что «не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение».

На сегодняшний день для человечества тайна Пресвятой Троицы приоткрыта настолько, чтобы христианин мог в первую очередь «понимать», в Кого он верит.

Слово «понимание» употребляется мною в кавычках, потому что, ограничиваясь только одним разумом, человек не в состоянии постичь сущность Троицы, даже если изучит весь раздел о Троице в книгах догматического богословия.

Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того чтобы принять догмат о Пресвятой Троице, греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять.

Но на протяжении долгого времени святым отцам Церкви приходилось отстаивать истину касаемо Пресвятой Троицы. Споры, ереси, подложные истины побудили христианский мир выстроить четкие положения о Триединстве Бога, которые выглядят следующим образом:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами. И если многими веками ранее перед христианством стояла большая проблема в неправильном понимании истинности живой веры в Бога, то сегодня проблема заключается в обычной неосведомленности и отсутствии желания постигать.
Человек в церкви часто ограничивается вещами, которые он видит и с которыми может произойти физический контакт (свечи, иконы, масла, ладан, стены храма и т. п.), и которые не являются целью, но средством (а порой – о «ужас»! – с сомнительным действием) к встрече с Богом и постижению Его. То, что мы сегодня можем знать о вышеперечисленных положениях о Троице, позволяет не только идентифицировать себя как христиане, но оставаться на верном пути к обожению.

Да, этот текст действительно затрагивает темы, которые требуют от нас сосредоточения не только разума, но и нашей веры. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «…о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2).

В праздник Троицы человеку необходимо задать самому себе вопрос: что для меня есть Троица? Далекое и «мифическое» определение или все же центр моей веры?

Необходимо в своей духовной жизни провести революцию, если Троица в сознании ассоциируется лишь с иконой Андрея Рублева и зеленым цветом церковного праздника! Тогда мы не просто на неверном пути, мы – в опасности никогда на него не ступить.

Христос перед Вознесением заповедовал апостолам и нам через них, учить (!) и крестить Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

И если после прочитанного читатель действительно много нового и неизвестного для себя открыл, то значит необходимо успеть открыть «страницы» своего сердца и начать записывать: «…надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Священник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

80 − 75 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ