Крещенские купания как воспоминание о Крещении Господнем

19 января река Оскол стала малой Иорданью: в ледяном покрове сотрудники МЧС вырезали купель в виде креста, и протоиерей Андрей Зиновьев освятил воды, трижды погрузив в холодные струи напрестольный крест. Благо, лед на реке еще не успел раскиснуть от наступившей оттепели, и крестообразная прорубь замечательно смотрелась на застывшем пространстве Оскола, подчеркивая смысл церковного празднества: Господь наш Иисус Христос пришел в мир и через принятие Крещения в Иордане освятил водное естество, даровав водам Свою благодатную силу исцелять телесные недуги и духовные страсти, отгонять видимых и невидимых врагов, сокрушать демонов. А крест – это символ нашего спасения.
«Един Чистый и Нетленный, освящаяй мене и воды, и змиев сокрушаяй в воде. Почерпем убо воду с веселием, братие: благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подается от Христа Бога и Спаса душ наших», – поется в стихире праздника. Конечно, сегодня никто не рискует черпать воду из реки для пития, но желающих окунуться в освященные воды Оскола было предостаточно. Люди с молитвой спускались по ступенькам, крестились и трижды окунались. Заядлых моржей среди них было немного. В основном обычные верующие люди, которые после службы в храме приехали на реку, чтобы еще раз подтвердить свою сопричастность с теми давними событиями, произошедшими на Иордане. И хотя в тех исторических местах, где принял Крещение Иисус Христос, сейчас тепло, русскому человеку холод и мороз не помеха. Из купели люди выходили радостные, бодрые, как будто не в проруби искупались, а в жаркий день окунулись в студеный источник. Заметим, что решительные мужчины явно превалировали в купаниях над слабым женским полом. Так бы на службе в храме!
Традиция окунаться на Крещение зародилась сравнительно недавно. Митрополит Вениамин (Федченков) так описывает купание в «иордане», которое он наблюдал в юности, в конце XIX века: «Не хочу я забыть и еще одного небывалого обычая. Несмотря на лютый мороз и холодную, обжигающую воду, ежегодно находились люди, которые (предварительно раздевшись и накрывшись только верхней одеждой) после «Во Иордане» бросались в ледяную воду, откуда их вытягивали на снег и одевали. Иные бывали больными и хотели получить благодать исцеления, как расслабленный в течение тридцати восьми лет при Овчей Купели, исцеленный словом Господним (Ин. 5), или как слепой от рождения, помазанный Спасителем брением от плюнования Его и умывшийся в Силоамской купели (Ин. 9). Другие же хотели омыть свои грехи, особенно же хотели очиститься от святочных гаданий и греховных масок, что православные (и справедливо) считали «нечистым», демонским делом. И в этом, как увидим, есть свой смысл. Но эти купанья были не всегда».
Великое освящение воды в древней христианской Церкви проходило в Навечерие Богоявления в воспоминание Крещения Господня и для крещения оглашенных в храмах. Обычай же выходить на реку Иордан для водоосвящения зародился в Иерусалимской Церкви в IV веке. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Сочельник совершается в храмах, а в сам праздник оно проходит на реках и других водных источниках.
Поначалу люди набирали святой воды – Великой Агиасмы, но не купались. Только впоследствии, когда в XVIII и XIX веках распространились языческие суеверия – на святках девушки гадали, молодые люди рядились животными – появилось поверье, что нужно окунаться в крещенские воды, чтобы смыть нечистоту. Об этом и пишет митрополит Вениамин (Федченков), называя обычай «небывалым». Ему вторит и фольклорист XIX века А.А. Коринфский в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто – «для здоровья».
В постсоветский период крещенские купания стали массовыми, и не последнюю роль в их популяризации сыграли светские СМИ, которые представляют омовение в «иордани» как некое православное шоу. Ночные заплывы смельчаков стали обязательным сценарием видеосюжетов, при этом глубокий смысл величественного церковного празднества низводится до репортажей о купаниях в стужу. Светские издания и интернет-порталы из года в год повторяют одно и то же ложное понимание этого обычая, приписывая ему магические свойства: «иорданские воды» якобы смывают грехи. Подобную ересь, естественно, не встретишь в церковных изданиях. Грехи прощаются только в Таинстве покаяния на исповеди. Священники каждый раз предупреждают, что крещенские купания – не церковное установление, а народная традиция, которая должна исполняться благочестиво, подобно омовению в святом источнике. И тогда «по вере вашей да будет вам» (Матф. 9:29).
Светлана Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 6 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ