Крещение – печать дара Духа Святого

Крещение блаженной Матроны Московской. Изображение с сайта stmatrona.com

По окончании чина оглашения начинается непосредственно последование Таинства Святого Крещения. Разберем подробно все действия священника, крестных и родителей.

Крещение

Итак, литургическим возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков!» священник призывает всех молящихся и участвующих в Таинстве к молитве о том, кому надлежит совсем скоро стать причастником этого Небесного Царства Пресвятой Троицы. В молитве ко Господу священник просит Его о том, чтобы будущий христианин или христианка стали наследниками вечных благ и были сопричастны смерти и Воскресению Христовым. «Чтобы сохранить ему [или ей] одежду Крещения и обручение Духа незапятнанными и непорочными до страшного Дня Христа Бога нашего. Да станет ему [или ей] эта вода купелью возрождения для отпущения грехов и одеждой нетления, Господу помолимся», – говорит священник в самом начале молитвенных прошений о будущих христианах.

После освящения воды в крестильной купели священник помазывает младенца освященным маслом. Это масло именуется елеем радости, которым помазуется крещаемый во исцеление души и тела, в слышание веры, чтобы ходить по стопам заповедей Божиих. Как видите, Церковь молится о даровании душевного и телесного здоровья, но здоровье не мыслится изолированно от сознательной христианской жизни.

После помазания совершается погружение младенца в купель со словами: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». После совершения Крещения священник одевает нательный крестик и крестильную рубашку на младенца. Они должны быть приготовлены заранее и лежать неподалеку. Крестильной рубашки вполне достаточно, не нужно сразу после Крещения одевать на младенца шапочку, носочки и варежки. Голова, ручки и ножки должны оставаться открытыми, поскольку сразу после Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Миропомазание

Это Таинство, в котором посредством помазания специально приготовленным маслом (миром) христианину сообщается благодать Святого Духа. Священник помазывает младенца и произносит слова: «Печать дара Духа Святого». Восприемники на каждый такой возглас священника отвечают: «Аминь». Стяжание благодати Святого Духа, по мысли преподобного Серафима Саровского, есть цель христианской жизни. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил батюшка Серафим.

В самом начале пути жизни христианина Церковь молится о том, чтобы на него снизошел Дух Святой. Как когда-то Он сошел на апостолов в день Пятидесятницы. (Деян. 2:1–11). Не случайно этот день именуется днем рождения Церкви Христовой. Исполнившись Духа Святого, апостолы и их ученики смогли своей верой изменить весь мир, он из языческого стал христианским. 

Священник молится: «Сам, Владыка, милосердный Царь всего, даруй ему [или ей] и печать дара Святого, и всесильного, и поклоняемого Твоего Духа и причащение святого Тела и драгоценной Крови Христа Твоего…»

Печать дара Духа Святого христиане должны хранить, укрепляя свои душевные силы причащением Тела и Крови Христовых. Это важнейшее условие христианской жизни. Крещение – это только начало пути ко Христу. Регулярное участие в Таинствах, в первую очередь, в Таинстве Евхаристии – это то, что делает нас христианами и утверждает нашу веру посредством благодати Божией.  

Мы, получив благодать Духа Святого, так же, как и апостолы, можем изменить свою жизнь, изменить мир вокруг нас.  Апостол Павел так пишет о плодах Духа Святого, которые могут и должны быть явлены в жизни каждого христианина: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23). Часто приходится слышать о том, что у верующих, мол, все нельзя, все грустно, мрачно и уныло. Читая строки апостола Павла из Послания к Галатам, мы можем видеть, что идеал жизни во Христе чужд уныния и скорби. Любовь, радость и мир – те качества, на которых созидается как внутренний мир каждого христианина, так и христианская община – Церковь в целом.

После помазания миром священник вместе с восприемниками и младенцем трижды обходит вокруг купели со словами: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя!»  Восприемники идут за священником, держа в руках зажженные свечи. Далее следует чтение из Послания апостола Павла к Римлянам, в котором апостол говорит о глубинном смысле Таинства Святого Крещения (Рим. 6:3–11). Затем читается отрывок из Евангелия от Матфея, посвященный апостольскому служению, к которому по сути призваны все христиане (Мф. 28:16–20).

Вообще, в последовании всех Таинств содержатся отрывки из Священного Писания, в которых говорится о смысле Таинства. Это также говорит нам о том, что в своей жизни мы должны регулярно читать Священное Писание.

Потом священник отирает губкой те места, которые были помазаны освященным елеем и миром и читает молитву на пострижение волос в знак посвящения новопросвещенного христианина Господу. Восприемник, который в этот момент держит ребенка на руках, должен аккуратно, но уверенно взять в ладони голову младенца, чтобы тот не поранился. Священник состригает немного волос со словами: «Постригается раб Божий [или раба Божия] (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Заканчивается последование Таинства Крещения молитвенными прошениями о сохранении веры как восприемников, так и самого новокрещенного христианина. После самого Крещения совершается «воцерковление» ребенка. Если это мальчик, то священник заносит его в алтарь. Если крестится девочка, священник подносит ее к царским вратам и крестообразно возносит перед лицом Божиим. Мама вместе с крестными родителями стоит в это время у амвона. Перед тем как принять ребенка из рук священника, мама кладет три земных поклона, осеняя себя перед этим крестным знамением.

Часто можно слышать «авторитетное» мнение о том, что мама не может присутствовать на Крещении своего ребенка. Это не так. Мама имеет полное право присутствовать на Таинстве, и после воцерковления именно она принимает ребенка из рук священника. Все нюансы, связанные с предрассудками о Таинстве, можно и нужно заранее обсудить в личной беседе со священником.

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 2

АРХИВ ГАЗЕТЫ