Краеведение как способ воспитания национального самосознания молодежи

Новые стратегические задачи сегодня ставятся перед предметом, который является лишь вспомогательным в учебном процессе. Как оказалось, именно краеведение должно способствовать подготовке национальной интеллигенции в России и воспитанию у молодежи национального самосознания.  Такие цели и способы их реализации обсуждались на прошедшей 13-14 мая в Белгороде научно-практической конференции «III Крупенковские чтения: от белгородской старины к современному краеведению». Инициаторами ее проведения выступили МБУК «Централизованная библиотечная система г. Белгорода», Пушкинская библиотека-музей и информационно-библиотечный центр ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования».

В крупенковских чтениях приняли участие ученые, историки, архивисты, музейные работники, педагоги, библиотекари, студенты и школьники, занимающиеся краеведческими исследовательскими проектами. Для участников секции «Работа образовательных организаций по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия в регионе» был представлен проект ИМЦ «Православное Осколье» «Духовные ключи. По улицам прошлого», который направлен на приобщение молодежи к истории Старооскольского края.

О выдающемся краеведе, почетном гражданине Белгорода Александре Николаевиче Крупенкове на секции поведали учащиеся гимназии № 2 г. Белгорода. Его по праву называют летописцем Белгородчины. Он внес огромный вклад в изучение истории родного края, им написано немало книг, которые сегодня востребованы всеми, кто интересуется страницами прошлого. Как подчеркнула проректор по образовательной деятельности ОГАОУ ДПО «БелИРО», кандидат педагогических наук Лариса Николаевна Москвитина, деятельность Александра Крупенкова была направлена на развитие интереса у будущих поколений белгородцев к родному краю, на формирование у них потребности в передаче национального кода.

Идея сохранения исторического наследия и его приумножения нашла яркое подтверждение в трудах педагогов, об этом свидетельствовали интересные выступления докладчиков. Старооскольский опыт разработки методических пособий педагогическими работниками на основе краеведческого материала представила руководитель центра сопровождения образовательных практик МБУ ДПО «СОИРО» Марина Борисовна Гребенщикова.

Она подчеркнула, что на проводимой ежегодно ярмарке социально-педагогических инноваций десять процентов из представленных работ относятся к изучению родного края. Их можно распределить по нескольким направлениям: историческое, естественно-научное, этнокультурное, музейное и семейное краеведение. Руководитель духовно-просветительского центра МБУ ДПО «СОИРО» рассказала о плодотворном сотрудничестве педагогов и ИМЦ «Православное Осколье». По ее словам, фильмы из цикла «Духовные ключи» нашли у школьников горячий отклик, они существенно пополнили методическую копилку педагогических работников образовательных учреждений и стали важным подспорьем в период дистанционного обучения. Подробнее о проекте «Духовные ключи. По улицам прошлого» рассказала директор ИМЦ «Православное Осколье» Светлана Воронцова. Участникам чтений был показан фильм «Забытые храмы города».

– Краеведение имеет большое значение в воспитании личности, расширяет кругозор молодых людей, их познавательные интересы, приобщает к творческой деятельности, – подвела итог работы секции заведующая центром науки и инноваций  ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» Анна Михайловна Омельян. – Краеведение способствует социальной адаптации учащихся, формированию у них готовности жить и работать на родной земле. Это особенно важно в наше непростое время, когда вопросы воспитания патриотизма, формирование гражданской идентичности подрастающего поколения выходят на первый план.

Светлана Петрова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 7 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ