Кому нужны рождественские чтения?

Я участвую в организации церковно-общественных форумов больше 10 лет. Интересным был опыт в Магадане: я был зампредседателя оргкомитета областных чтений. Мы приглашали гостей со всей страны, а на пленарном заседании было больше шестисот человек. Муниципальные Чтения – это особый жанр: все друг друга знают и все давно обсудили. Да и доклады наши друг для друга совсем не сюрприз. Прочитать обо всем можно в интернете. Может, заменим Чтения на рассылку в ватсапе? Что думаете?

Очередной лукавой ложью нашего времени можно назвать попытку свести общение к обмену информацией. Люди переписываются, отправляют друг другу полуфабрикаты эмоций: смайлы и стикеры. Но зачем им встречаться? Почему мы хотим вживую услышать интересного человека – докладчика, пастыря, педагога, музыканта? Даже если не поговорим с ним лично. Что думаете, друзья? 

Это были лучшие муниципальные Чтения, которые я когда-либо видел. Областные – не вопрос, там размах, докладчики из разных городов и весей. Но здесь все было по делу и к месту. Спасибо организаторам – Старооскольскому институту развития образования и руководителю центра духовно-нравственного просвещения Елене Кривошеевой – энтузиасту, на плечах которого лежит большая часть подготовки, благочинному I и II Старооскольских округов протоиерею Алексию Бабанину, который гостеприимно принял участников форума в приходском доме при храме Рождества Христова.  

Тема обширная: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Какие там вызовы? Относятся они к духовному выбору человека или нет? Размышляй как хочешь. Собственно, докладчики это и сделали: размышляли о прошлом и будущем, о дивном цифровом мире и образовании, о религиозной жизни и общественных институтах. Всего представили 53 доклада. Слушатели – местные священники, педагоги и все, кому интересно.

Протоиерей Алексий Бабанин открыл форум приветственным словом, в котором порассуждал о важности живых встреч, обмена опытом и обсуждения новых вызовов изменчивого мира:

– Много сегодня проблем, причин негативных, которые не дают нам жить в мире, радости и любви. Распадаются семьи, нет нравственности и духовности, пропадает культура, и мы ищем, в чем причина. Скажу образно: когда мы строим красивое, большое здание, мы начинаем с фундамента. Если он крепок, то постройка будет стоять нерушимо. Так же и в духовной жизни есть фундамент – это когда человек живет по заповедям Божиим. Без этого фундамента – все усилия тщетны. Много ложится на педагогов сегодня: вам предстоит научить детей жить в мире, гармонии и радости.   

Первый докладчик пленарного заседания – замдиректора Старооскольского института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Дмитрий Поляков. Его доклад – «Система образования: возможности и вызовы». Умный, свежий, футуристичный доклад. Надеюсь, что позже опубликуем его полностью, а пока процитирую мысль, которая осталась в памяти. Мы боимся цифрового мира так же, как наши предки боялись появления печатных книг. Подавляющее большинство людей не имели доступа к информации, к чтению вообще. И вдруг – о ужас! Книги общедоступны! Сегодня любая информация в мире доступна по одному клику – этого бояться не стоит. Но точно стоит внимательно относиться к тому, какую информацию мы потребляем и предлагаем нашим детям. 

– Задачу, которую передо мной поставили, я считаю невыполнимой, – сказал докладчик. – Какие возможности и вызовы у современного образования – это глобальный вопрос. Эта тематика поднимается на многих конференциях, но окончательного решения мы принять не можем. Мы можем лишь выработать определенную позицию к тем событиям и явлениям, которые наблюдаем.

Школа должна не только образовывать, но и воспитывать – в этом принципиальное отличие русской педагогики. Автор отметил, что в некоторых языках даже нет слова «воспитание», которое обозначало бы не кормление грудью, а научение добру. Не просто передача информации об этике и морали, а именно – научение.

Мне выпала честь выступать после Дмитрия Дмитриевича. Я представил сообщение «Перспективы и опасности цифрового мира». Поговорили о соцсетях, удаленном офисе и доступности «взрослого» контента. Главный тезис – мир меняется и надо реагировать. Например, можно научиться устанавливать на смартфоны детей родительский контроль и проводить в школах семинары по цифровой гигиене.

Настоятель Сергиевского храма протоиерей Сергий Шумских представил доклад «Семья в XXI веке: христианский взгляд на социокультурные изменения». Отец Сергий может рассказать о христианской семье не из учебников: у него одиннадцать детей, а сколько внуков – я сбился со счета. Батюшка рассказал о библейском взгляде на семью, который никогда не потеряет актуальности и может стать основой для молодоженов, желающих создать домашнюю церковь.

Корреспондент и публицист «Православного Осколья», кандидат филологических наук Александр Гончаров представил доклад «Современное общество в свете философии Константина Леонтьева». Александр Иванович умеет увлекательно и вкусно рассказывать. Особенно отрадно было перенести свой взгляд с проблем современности на прошлое – на биографию и взгляды великого русского философа. Леонтьев считал главной опасностью для России «либеральный космополитизм» с его культом благополучия и проповедовал «византизм» – консервативный, монархический и религиозный взгляд на государственность. Вслед за Н. Я. Данилевским он делил человечество на культурно-исторические типы, которые проходят стадии развития: юность, зрелость и старость. В терминологии Леонтьева – первичная простота, цветущая сложность и угасание. Мыслитель применил эстетический принцип к оценке общества, государства, культуры и истории. 

Выпускающий редактор ИМЦ «Православное Осколье» Юлия Зиновьева, руководитель проекта «Духовные ключи. Свидетели века», представила первый фильм цикла – «Духовные наставники». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Гостям показали пятиминутный тизер и предложили познакомиться с полной версией фильма. Педагоги, как и раньше, смогут использовать «Духовные ключи» в своей работе: не только на уроках православной культуры, но и в краеведении.

После пленарного заседания работа продолжилась по трем секциям: «Новые информационные технологии: польза и вред», «Семья в XXI веке: христианский взгляд на социокультурные изменения» и «Система образования: возможности и вызовы».

А теперь ответим на вопрос из заголовка. Рождественские чтения не нужны тем, кому безразлично живое общение и хорошие люди. Мы обсудили много важного и интересного. Мир стремительно меняется, и каждое новое явление, которое поселяется в нашей жизни, это инструмент. Старые инструменты проверены временем. Все знают: если засунуть палец в мясорубку, случится непоправимое. С новыми инструментами – не так. Что будет, например, если у ребенка будет бесконтрольный доступ в интернет? Как сформируется его душа и интеллект? А каким будет уклад жизни людей, когда общество в подавляющем большинстве перейдет на удаленную работу? Как дети 2010-х будут отзываться на проповедь о вере Христовой? На эти вопросы мы можем предполагать и находить ответы. Они будут разными – более или менее точными, иногда ошибочными. Но самое страшное, знаете что? Не задавать вопросов.

Протодиакон Сергий Епифанцев
Фото Анастасии Грищук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 3

АРХИВ ГАЗЕТЫ