Когда святость нельзя сломить
Из античной эпохи до нас дошел один любопытный рассказ. Однажды Фрасибул, правитель древнего города Милет, спросил своего «коллегу» Периандра Коринфского (VII − VI вв. до Р. Х.), что нужно делать для усиления власти? Вместо ответа греческий тиран стал «лишь вырывать те колосья, которые слишком выдавались своей высотой, сравнял засеянное поле». Принцип понятен – для тирании опасны те, кто хоть чем-то выделяется из общей массы.
По сути, этим же руководствовались безбожники, проводя репрессии против православных христиан после революции 1917 года. Однако в отношении Русской Православной Церкви методика не могла сработать. Принявшие мученическую кончину за веру Христову, подвергшиеся поруганию за православие, погибшие в лагерях и расстрелянные, они стали святыми Божиими и по воле Творца укрепили дух слабых и развеяли сомнения колеблющихся в стоянии за Истину.
«Какова есть о мне воля Божия − так пусть и будет»
Владимир Троицкий родился в 1886 году. Местом появления его на свет стало самое обыкновенное село в Каширском уезде Тульской губернии. И вряд ли тогда, в конце XIX века, кто-нибудь предполагал, что по улицам русского села бегает будущий великий святой
Церкви Русской. Хотя все-таки Господь уже наделил несмышленого, казалось бы, мальчишку своими дарами. Володя изучил церковнославянский язык, а в возрасте пяти лет начал читать шестопсалмие и часы в церкви.
А еще приключился случай, когда Владимир, взяв за руку трехлетнего брата, отправился пешком в Москву, чтобы учиться. Младший разревелся и захотел срочно домой, на что старший брат отреагировал так: «Ну и оставайся неученым!»
Впрочем, Владимир до Москвы не добрался. Родители вернули его домой. Но сам этот эпизод из жизни Троицкого показывает, какую неизбывную жажду познания он имел с детских лет.
Затем, уже в положенные по возрасту сроки, Владимир Троицкий окончил духовное училище, духовную семинарию, а в 1910 году и Московскую духовную академию. И везде он отличался великолепной успеваемостью и показывал самый настоящий характер ученого-исследователя. Больше всего Троицкого интересовала сама Церковь Христова, а еще и догматика, и литургика, и история христианства, да и много еще чего.
Магистром богословия он стал за год до развертывания Первой мировой (Великой) войны.
Монашеский постриг Владимир Троицкий принял в 1913 году с именем Иларион.
На Поместном Соборе (1917-1918) уже архимандрит Иларион (Троицкий) выступил как рьяный сторонник восстановления патриаршества, четко осознавая, что на Святую Русь надвигается туча оголтелого атеизма. В дальнейшем он стал активным соработником Патриарха Московского Тихона.
Иларион (Троицкий) больше жизни любил Бога, Церковь и Россию. Он сформулировал четко и ясно критерий «русскости»: «Отношение к Церкви – вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви – тот верен России, тот воистину русский».
Для себя же он выбрал путь, каковому следовал до конца своих дней на грешной земле: «Всё сором счесть и только единому Богу и Его святой Церкви служить − выше этого нет и быть ничего не может!»
В 1919 году советская власть в первый раз отправляет архимандрита Илариона в заключение, признав его врагом. Однако нахождение в Бутырке не было продолжительным. И православного монаха отпускают через три месяца.
В 1920 году состоялась хиротония Илариона во епископа Верейского, викария Московской епархии. Великолепный оратор, знаток догматики и Священного Писания, он был любим православным духовенством и мирянами, но вызывал лютую ненависть у обновленцев, пытавшихся разрушить Русскую Православную Церковь и превратить православие в некую смесь протестантизма с католицизмом.
В 1922 году владыку арестовали и выслали в Архангельск. Но это не сломило дух архипастыря, возможно, именно в это время он сформулировал главную идею своего земного бытия: «На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия − так пусть и будет».
В 1923 году владыка возвращается в Москву и возводится во архиепископы. Обновленцы и раскольники оказались в шоке.
Священномученика Илариона вновь арестовали и отправили в СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Владыка предсказал, что на свободу он не выйдет. Так и произошло. Противник церковных расколов и обновленчества содержался в лагере до 1929 года.
В конце 1929 года архиепископа Илариона советская власть сослала в Среднюю Азию. Но туда измученный болезнями владыка просто не доехал. Он ушел ко Господу в ленинградской тюремной больнице.
Митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) добился права похоронить священномученика по-архиерейски. И он в этот момент еще не ведал, что ему самому предстоит подвиг мученичества.
«Божия благодать всегда направляет нашу волю в добрую сторону»
Леонид Михайлович Чичагов принадлежал к известному аристократическому роду Российской империи. Его предки всегда служили России на гражданском и военном поприщах. Он был примерно на 30 лет старше священномученика Илариона (Троицкого) и далеко не сразу пришел к служению Церкви.
По заведенной в семье традиции он избрал военную стезю. Ему довелось повоевать на Балканах в русско-турецкую войну (1877−1878), в том числе и на знаменитом Шипкинском перевале, а его грудь украсили боевые награды.
Решающей для Чичагова оказалась встреча с батюшкой Иоанном Кронштадтским. По благословению святого пастыря русский полковник оставил воинскую службу и стал православным священником.
По воле Божией отец Леонид уверовал в святость батюшки Серафима (Саровского) и приложил немало усилий, чтобы добиться его прославления. В 1896 году он выпустил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую сам же и составил. Через два года Чичагов был пострижен в монахи с именем Серафим. А в 1899 году удостоился архимандритского сана.
Огромной радостью для Серафима (Чичагова) явилась в 1903 году канонизация преподобного Серафима (Саровского). Именно к ней он составил житие святого.
В 1905 году Серафим (Чичагов) был хиротонисан во епископы. Все свое дальнейшее служение на разных епископских кафедрах владыка посвящал укреплению Церкви Русской, обращая особое внимание на образование духовенства и борьбу с антицерковными движениями. В 1912 году Серафима (Чичагова) удостоили архиепископства.
Владыка Серафим постоянно учил: «Божия благодать всегда направляет нашу волю в добрую сторону, но так, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать своих даров беспечным, она нас пробуждает от беспечности; чтобы это даяние не казалось беспричинным, она низводит дары после нашего возжелания и труда».
После революции 1917 года архиепископ Серафим (Чичагов) сразу же попал под подозрение новых властей как сторонник русской монархии и канонического православия.
Возведенный в сан митрополита и получивший назначение митрополитом Варшавским, Серафим (Чичагов) не сумел из-за гражданской и советско-польской войны добраться до своей паствы.
В 1921 году его арестовали первый раз. В тюрьме он провел около года, а потом подвергся высылке под Архангельск. И по возвращении в Москву в 1924 году митрополита Серафима вновь бросают в узилище, повод для обвинений – борьба с обновленчеством и участие в прославлении Серафима Саровского.
С 1928 по 1933 год владыка занимал митрополичью кафедру в Ленинграде. И вскорости ушел на покой. Он проживал в Москве. Занимался церковным пением и иконописью. Именно Серафим (Чичагов) написал икону батюшки Серафима Саровского, молящегося на камне, для храма во имя пророка Илии в Обыденском переулке.
Тяжелобольного митрополита арестовали в 1937 году. Идти он сам не мог и его вынесли на носилках. 11 декабря 1937 года священномученика Серафима (Чичагова) расстреляли на Бутовском полигоне. Из «дела» святого до нас дошли его слова: «Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением − оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует».
Александр Гончаров