Когда смерть стоит на пороге
За каждым богослужением мы молимся о том, чтобы Господь сподобил нас христианской кончины, которая была бы безболезненной, непостыдной и мирной.
Тема христианской смерти не случайно так часто встречается в богослужебных текстах, даже если они и не связаны с погребением. Смерть в христианской традиции осмысливается не только как печальная данность того, что мы конечны и нам предстоит покинуть этот мир. Последний час – это еще и время подведения итогов этой жизни. Состоялась ли она как бытие или прошлане так, как хотелось? На протяжении человеческой истории мы слышим разные ответы на эти вопросы.
Святой праведный Симеон Богоприимец благодарит Бога за то, что увидел Его, и теперь может уйти с миром.
Апостол Павел пишет о том, что для него жизнь – Христос, а смерть – приобретение.
Подвижник Египетской пустыни, авва Сисой, исполненный глубочайшего смирения, говорит окружившим его смертный одр братиям, что не знает, начал ли он свой путь покаяния.
Святой наших дней, ученик преподобного Силуана Афонского, архимандрит Софроний (Сахаров) стремится навстречу Богу и свидетельствует о том, что все сказал Ему тут, на земле, и желал бы поскорее соединиться с Ним в вечности.
Марк Твен скажет свои знаменитые слова: «Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре – что мало любили и мало путешествовали».
Патриарх Афинагор, живший в 60-х годах ХХ столетия, так говорил о том, как бы он хотел умереть: «Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: “Войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!»»
Увы, случается так, что человек «долго страждет» и не может умереть. Родственники понимают, что надежды на то, что их родной выздоровеет, нет, что делать в таком случае? Как нам себя вести, о чем Бога просить, это, наверное, самые частые вопросы, которые задают священнику, который приходит напутствовать умирающего человека. На этом вопросе остановим и мы свое внимание. Мы говорим о желательности кончины христианской для каждого человека, который верует в Господа Иисуса Христа. Если вы понимаете, что ваш близкий человек, возможно, скоро отойдет в мир иной, то правильно будет пригласить к нему священника для исповеди и причастия. В корректной форме можно объяснить человеку, для чего это нужно, если мы имеем дело с тем, кто не особенно часто посещал храм и приступал к церковным Таинствам.
Причастие и исповедь в данном случае не должны выглядеть как приговор, да они и не являются таковыми.
После причащения и соборования человек вполне может пойти на поправку. И сам он должен понимать, что Таинства он принимает не «перед смертью», а в первую очередь для того, чтобы сказать Богу самые важные слова в Таинстве Покаяния.
Каждый может даже в критической ситуации, на одре болезни, но все же начать непростой, но очень нужный разговор с Богом о той жизни, которую прожил и которую Бог дал. Если же человек внутренне не готов, то священника он вполне может встретить с агрессией и даже руганью. В моей пастырской практике бывали и такие случаи. «Что, поп, хоронить меня пришел, не дождешься», – кричал мне мужчина, который скончался на следующий день. Благо у нас вместе с его родственниками хватило такта и разума убедить его хотя бы просто поговорить. А потом он исповедовался. Со слезами и с осознанием того, что скоро нужно будет предстать перед Богом. Бывает и так, что священника зовут, когда человеку остаются считанные минуты жизни, и порой просто физически уже не удается ни причастить, ни исповедовать человека, который, по сути, находится в агонии. Как правило, в таких случаях священник читает молитвы на исход души, стоя у постели умирающего.
Продолжение следует.
Протоиерей Максим Горожанкин