Когда книжная бумага начинает гореть

Сегодня книжный рынок переполнен как никогда. Светские издательства рады предложить читателям книги на любой вкус. И современный читатель становится поистине всеяден.

У православного верующего резонно встает вопрос: а что же выбрать душеполезного среди предложенных произведений? Может быть, вообще стоит ограничиться Священным Писанием и святоотеческой литературой? В этих вопросах мы попробовали разобраться с преподавателем Белгородской духовной семинарии, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы (с. Песчанка) протоиереем Максимом Горожанкиным.

протоиерей Максим Горожанкин

Среди православных, особенно среди неофитов, бытует мнение, что светская художественная литература не нужна верующему человеку и даже опасна. Действительно ли это так?
– Когда человек воцерковляется, у него в жизни наступает период духовного роста. И порой это время сопряжено с некоторым максимализмом. Человек может начать мыслить так: «Я обрел Истину, эта Истина – одна, и ничего другого я не приемлю и знать не хочу». Получается биполярное мышление, которое делит мир на черное и белое. Полутона отсекаются. Конечно, по мере взросления человека во Христе непременно должна происходить переоценка ценностей, все должно подвергаться переосмыслению. Но мне кажется, что не стоит делить весь окружающий мир на друзей и врагов, на плохое и хорошее. Это касается и музыки, и литературы, и любого другого искусства. Многие неофиты боятся читать любую художественную литературу. Потому что там, даже в произведениях христианских авторов, могут проскакивать чуждые им идеи, мысли. И они как будто не хотят осквернить свой разум этим чтивом. Они уходят в изучение трудов отцов Церкви, какие-то догматические вещи. Но забывают, что живут в обществе, а не в затворе. И эти мысли и идеи буквально витают в воздухе. Можно не принимать их, но знать об их существовании стоит, и нужно уметь на них правильно реагировать. В этом, безусловно, нам помогает художественная литература, в которой моделируются разные ситуации.
Со временем «черно-белый» период должен пройти, нужно расти дальше. У человека должен копиться какой-то опыт светской культуры, вырабатываться вкус. Потому что многое можно почерпнуть именно из светских книг.
А у вас как этот культурный опыт копился? Думаю, вам удалось миновать тех крайностей, о которым мы говорим…
– У меня самого был такой период неофитства. С 12 до 16 лет я читал только христианскую литературу. Сутками пропадал в библиотеке Александро-Невского собора, читая труды святых отцов. И эта проблема знакома мне как никому другому. Причем не могу сказать, что это было однозначно плохо. Мир Православия открылся мне тогда во всей своей многогранности и красоте. Готовясь к вступительным экзаменам в семинарию, я обнаружил, что имею хорошие базовые знания. Но когда священники задавали мне вопросы о том, что я читаю из художественного, их очень удивлял мой ответ – «ничего». К сожалению, многие классические произведения из школьного курса в ту пору как-то миновали меня. Признаюсь, к подготовке домашнего задания я подходил спустя рукава и читал буквально на переменке то, что нужно было ответить учителю. Конечно, после урока все забывалось. Только спустя время я понял, что упустил. И сейчас я рад, что еще до воцерковления успел кое-что прочесть из светской литературы. Только ближе к 16 годам меня стала интересовать художественная литература. Например, в 10-м классе мы с другом наперегонки читали «Войну и мир». Прочли за сутки. Книга впечатлила.
Со временем я многое перечитал из «художки» – что-то открыл впервые, а к чему-то вернулся вновь. Например, я заново прочел почти все книги Александра Дюма. Открыл их для себя еще в детстве, но до сих пор люблю. Хотя это совсем не христианская по содержанию литература.
Значит, читать можно не только для пользы души, но и для развлечения тоже? Как относиться к детективам, романам, комиксам?
– Я думаю, можно себя развлечь после работы, после насыщенного дня хорошей книгой. Не бульварными романами и детективами. Есть качественная светская литература, в которой нет ни слова про Бога, Церковь. И даже автор может быть далек от вопросов веры. Но при этом его творения будут глубокими и трогательными. Например, «Искра жизни» Ремарка, посвященная теме концентрационных лагерей, настраивает на молитву обо всех погибших. Так что и развлечение может пойти на пользу. Тем более, что многие известные произведения звучат совершенно по-иному, если рассматривать их с христианской позиции.
Можно почитать и что-то смешное, легкое. Но тут тоже лучше выбирать тексты «высокого штиля», воспитывать свой литературный вкус. Например, «Двенадцать стульев» – образец сатиры. Тут особый юмор, высокий, и он воспитывает в читателе культуру речи.
А как относиться к «добрым советским книжкам», вроде «Тимура и его команды»? Ведь они, с одной стороны, учат хорошему, а с другой – несут культуру атеистического государства.
– Советские власти, создавая свой культ, смешали высокие идеалы христианства с разными сомнительными философскими идеями. Гуманистические идеи, близкие к евангельским, конечно, привлекали людей. Но они в то же время служили прикрытием для абсолютно безбожных воззрений. Если вы решите почитать такую «добрую» книжку 1930-х годов, то, думаю, там вы вряд ли почерпнете что-то действительно хорошее. Мы там найдем много лжи, прикрытой красивой идейной оберткой. А вот литература 50-70 годов, написанная после тяжелых лет революций, репрессий и войн, иная. Она более светлая. Эти книги как глоток свежего воздуха. Они могут быть и неплохи с художественной точки зрения. Но, читая их сегодня, думаю, нам всегда нужно мысленно возвращаться в ту эпоху, в которой они были написаны, узнавать реалии того времени. Нужно понимать, что добро эти книги несут не благодаря советскому строю, а вопреки ему.
Много, написано в эту пору и книг-откровений. Такие авторы, как Александр Солженицын и Варлаам Шаламов, писали об ужасной изнанке правильных коммунистических будней. Их тоже следует знать.
Фантастика, альтернативные миры и инопланетяне – читать или не читать? Эти книги очень любят дети, подростки…
– Я больше люблю книги, сюжеты которых приближены к реальности, исторические приключения. Но все-таки из фантастики кое-что прочел. Нравится Рей Бредбери. Его я могу назвать образцом настоящей глубокой литературы. Его книга «451 градус по Фаренгейту» как раз посвящена вопросу, который мы обсуждаем – ценности литературы и культуры вообще. И ее я рекомендую прочитать всем – верующим и неверующим. Критики уже не раз называли ее пророческой: многие на первый взгляд фантастические детали вошли сегодня прочно в нашу повседневную жизнь. Подобная литература, фантастическая, сказочная, фентезийная, заслуживает внимания.

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их.
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

А что касается инопланетян и фантастических существ? Если человек считает себя верующим, но ему нравится читать про космос, другие миры, совершает ли он при этом грех перед Богом?
– Деля свои вкусы, предпочтения на греховные и хорошие, можно загнать себя в угол и получить психическое заболевание. Здесь нужно рассуждать по-другому. Преподобный Варсонофий Великий, рассуждая об образе совершения вещей в мире, различал три способа действий: от Бога, от диавола и по естеству. То есть много вещей в мире, обыденных вещей, которые не окрашены с духовной точки зрения. И наши вкусы в еде, например, или любовь к определенным книгам нейтральны. Если кто-то любит читать про зеленых человечков, но при этом понимает, что это просто фантазия автора, сказка, то пусть читает для своего удовольствия. Но если читатель начинает верить строкам писателя, искать эти вымышленные миры, играть в них, как, например, делают реконструкторы, то тут нужно задуматься. Если так делают дети – то это нормально, это способ познания мира через игру. Но если к такому тяготеют взрослые, состоявшиеся личности, то для них это некий побег от реальности, отклонение. Это отказ общения с миром, где главенствует Бог.
Отец Максим, давайте поговорим о «проклятых поэтах» и заблудших гениях. Многие молодые люди сегодня восхищаются стихами и прозой авторов Серебряного века. Но, в отличие от деятелей века золотого – времен Пушкина, Достоевского и Гоголя, эти авторы в своих духовных поисках уходили далеко от православия и вообще общепринятой морали. Стоит ли увлекаться их творчеством?
– Авторы Серебряного века подарили нам много прекрасных строк. И знакомиться с их творчеством неплохо. Но вновь я призываю читателей быть осмотрительными. Я сторонник того, чтобы изучать исторический контекст произведений, биографию их авторов. А ведь почти все писатели и поэты этого переходного периода погрязли в личных драмах и закончили жизни трагично.Но их творчество может действительно нас чему-то научить.
Например, один из самых спорных для христиан авторов – Лев Толстой. Чтобы разобраться в его творчестве, рекомендую книгу протоиерея Георгия Ореханова «Пророк без чести». Там много интересных фактов. Вы с удивлением прочтете, что Лев Толстой чаще других известных современников посещал Оптину Пустынь. Просто нужно понимать, что Лев Николаевич как писатель заканчивается там, где начинается Толстой-философ. Все его лучшие произведения были написаны задолго до его увлечения восточными идеями. А идеи были откровенно слабы. Я очень люблю его «Анну Каренину». Это, пожалуй, лучшая его книга. Она проникнута христианской мыслью о супружестве и рассматривает духовные последствия брака по расчету, измены. При этом написано все так живо, открыто. Затронуты такие проблемы, о которых до той поры не было принято говорить в обществе.
Раз уж мы заговорили о Льве Толстом, то нужно упомянуть и Михаила Булгакова… Удивительно, но по последним опросам среди школьников «Мастер и Маргарита» занимает лидирующую позицию в списке «Книги, которую я посоветую друзьям».
– Конечно, его «Мастер и Маргарита» заслуженно стоит в ряду великих произведений. Я не знаю ни одного человека, который прочитал этот роман только единожды. Это тоже очень спорная книга, и многое православные ее напрочь не приемлют. Но мне думается, что автор писал ее как раз для нас – далеких потомков, которые на самом деле изначально были далеки от веры. Ведь именно этот роман привел многих в Церковь. Например, моя супруга, прочитав его, впервые решила открыть Евангелие. Это книга – феномен.
Вообще, возвращаясь к черно-белому мышлению, я хочу заставить читателей задуматься и о тех авторах, которые всегда однозначно считались «истинно православными». Достоевский, Гоголь, Пушкин – их жизнь на самом-то деле была совсем непохожа на жизнь праведников. Но их идеи просветили многих. Подлинно христианские мысли звучат иногда и в книгах тех, кто вообще считал себя атеистом. Например, в пьесе Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями» тонко обрисована картина настоящего ада – не того, где кипят сковородки, а того, где страсти побеждают душу. По этой же причине не стоит бояться читать книги иноверцев и представителей других христианских конфессий.
Давайте поговорим о качестве современной православной художественной литературы. Насколько она актуальна и интересна обществу и лично вам? Есть ли сегодня новые Пушкины и Достоевские, которые останутся в вехах истории?
– Эта литература очень разная. Потому что очень разные читатели. Кто-то увлекается фэнтези и любит книги Юлии Вознесенской и Александра Торика. И надо отдать им должное – они привели к храму тысячи человек. Хотя при всем уважении к авторам я не могу сказать, что эти книги останутся в веках. Это литература на один день – в хорошем смысле. Она была написана как будто для определенных людей определенного временного отрезка – прошедшего дня. В ней есть и стиль, и сюжет. Но потомкам она будет уже неинтересна. К такой литературе я бы отнес и «Несвятых святых» архимандрита Тихона Шевкунова и «Авиатора» Евгения Водолазкина. Это уже бестселлеры нового дня. Я сам прочел эти книги с удовольствием, рекомендовал знакомым. Но, пожалуй, больше к ним не вернусь.
А тех, кого не забудут и оценят наши потомки – немного. Среди авторов художественной литературы последнего столетия я назвал бы Ивана Шмелева. Это христианский автор высочайшего уровня. А после 1917 года даже не могу назвать ни одного имени. Причина тут именно в трагических событиях истории. И наверно, еще нескоро общество узнает того, чье имя будет достойно летописей. Может быть, я слишком придирчивый читатель, и многие не согласятся со мной. Право выбора есть у каждого. В этом и есть смысл роли читателя – решать самому, что достойно, а что – нет. Это как раз работа для ума и души.
– А среди современных русских светских авторов кого можете выделить?
– Людмилу Улицкую. Последняя книга, которую я прочел, был ее автобиографический роман «Лестница Иакова». Очень понравилась книга Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза».
В заключение беседы прошу Вас назвать пять художественных книг, которые, на Ваш взгляд, должен прочесть каждый.
– Так как я больше тяготею к исторической и реалистической прозе, то мой выбор будет соответствующим. Во-первых, рекомендую «Искру жизни» Эриха Марии Ремарка. Думаю, эта книга затронет сердце каждого читателя. На втором месте для меня «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына – потому что люди должны знать историческую правду. И даже если кто-то скажет, что у Александра Солженицына факты преувеличены, от этого его книги не становятся лживыми. На третьем месте «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина. Это книга о покаянии и прощении и о том, что приносить эти дары нужно вовремя, иначе они будут тщетны. Конечно же, я не могу не назвать «Анну Каренину» в этом списке – образец драматической литературы. И на пятом месте для меня роман Федора Достоевского «Идиот».

Беседовала Юлия Кривоченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + = 5

АРХИВ ГАЗЕТЫ