Классическая школа или новые методы обучения?

01_gl_xdsj98043u01Уже давно не стихают жаркие споры вокруг системы образования в России. Настоящая дискуссия развернулась по поводу современных методов обучения 12 ноября в стенах 28-й школы. Преподаватели Старооскольского филиала Воронежского Государственного университета совместно со специалистами Старооскольского института усовершенствования учителей предложили коллегам высказать свое мнение на конференции «Инновации и традиции в современном образовании». Дискуссия объединила опытных педагогов и будущих учителей из России и стран ближнего зарубежья. Свои доклады заочно представили исследователи из Беларуси, Украины, Казахстана.

– Мы хотим найти баланс между уже накопленным опытом и новациями в системе просвещения, чтобы наше образование соответствовало довольно жестким современным требованиям, – пояснила задачу конференции преподаватель психологии СОФ ВГУ Татьяна Борисовна Горшечникова.
Неслучайно местом встречи была выбрана школа N 28. Это учебное заведение является региональной стажировочной площадкой для реализации новых федеральных стандартов образования. Так что участники конференции смогли буквально представить, что значит быть «на переднем крае» новаций.
На пленарном заседании участники конференции обсудили общий вектор развития системы образования. Профессор кафедры педагогики Елецкого Государственного университета Владимир Николаевич Мезинов назвал положительными последние перемены в сфере науки и просвещения. Он заострил внимание на внедрении конкурентного подхода:
– В условиях рыночных отношений конкуренция определяется не как антагонистическая борьба, а как соревнование, происходящее по определенным правилам, дающее возможность каждому участнику лучше раскрыть свои потенциальные возможности.
«Детищем» такого прогрессивного бизнес-подхода стала вызвавшая много критики балльная система оплаты труда педагогов. Рыночный подход заставил и детей изменить отношение к учебе: уже в юном возрасте им нужно позаботиться о будущей карьере, выбрав определенные дисциплины для изучения.
Взглянуть на судьбу системы образования сквозь призму отдельных предметов предложила Лариса Григорьевна Кузьмина, доцент, заведующая кафедрой английского языка в профессиональной международной деятельности ВГУ. По ее мнению, проведенные за несколько лет реформы мало повлияли на главную цель всей системы образования – успеваемость учащихся. «Камнем преткновения» всех нововведений стали сами ученики:
– Всем хочется владеть иностранным языком, но мало кто хочет его систематически скрупулезно изучать, – пояснила проблему на примере английского языка Лариса Григорьевна. – Это, конечно, не устраивает преподавателей. Наш труд, по сути, обесценивается.
Л.Г. Кузьмина предложила углубить реформы и реструктурировать сферу просвещения, которая «давно закостенела в развитии из-за приверженности к классической школе».
Но не все из участников конференции согласились с представленными точками зрения. По мнению доцента кафедры журналистики СОФ ВГУ Александра Ивановича Гончарова те, кто рассуждает о развитии системы образования, глубоко ошибаются: она давно находится на грани гибели. Причина тому – уход от традиций:
– Нам довелось жить в эпоху постмодерна – после эпохи Просвещения, после эпохи стремительного развития науки. На наш век выпало разочарование в науке, разочарование в том, что каким-либо путем можно найти Истину. Это век сомнения в том, есть ли Истина вообще.
Александр Иванович выразил сожаление и по поводу исчезновения классических гимназий и университетов, в которых по старинке преподавали латынь и греческий язык.
– Да, первые несколько лет дети с утра до вечера дети учили ненавистные им формы глаголов. Зато потом они с легкостью схватывали немецкий, французский, английский, естественные и точные науки. Их сознание структурировалось благодаря «мертвой» латыни.
Подытожил обсуждение настоятель храма во имя великомученика Феодора Стратилата иерей Николай Дубинин. По словам священника, из системы образование ушло главное – понимание высокой роли учителя:
– Сегодня преподаватель – это человек, которые предоставляет определенные услуги за деньги. И современная педагогика акцентирует внимание на термине «предоставление услуг». Ни один христианин не может с этим согласиться. Труд педагога – это высокое служение. В древности педагоги – слуги, которым всецело доверяли своих чад господа – должны были не только учить, но и ценой своей жизни защищать ребенка от угроз окружающего мира, например, от волков. Современный педагог должен защитить ребенка от духовных волков. Главная задача образования – это систематическое воздействие на человека таким образом, чтобы он явил в себе Образ Божий, реализовал в себе Творца.

А воз и ныне там

Дискуссию о судьбе образования школьные учителя, преподаватели вузов и студенты продолжили уже в тематических секциях. Но, думается, закончатся эти споры только тогда, когда высокие чины министерства образования, наконец, определятся в своих приоритетах.
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации. Но почему-то изучать эти традиции и особенности нашим детям приходится с помощью иностранных методик с упором на либеральные ценности. Понятно, что в сумбурные 90-е прошлого века правящей элите пример цивилизованной Европы казался единственно верным. Многое было бездумно скопировано чиновниками, обольстившимися белозубой улыбкой Запада. Через несколько лет стало ясно, что «безупречная» болонская система у нас не приживается. Но мы продолжали упорствовать в подражании Европе, отсюда – навязанный западнофилами ЕГЭ и конкурентный подход. Правда, от этого гениев больше не стало. Еще через несколько лет кто-то наверху спохватился нехваткой патриотов в стране, и ученики стали активно учить историю и основы религиозной культуры. Но только успевшие нюхнуть либерального пороха дети отторгают и историю своей Родины, и свои духовные корни.
Почему органично выросшую в естественных условиях российской стороны систему воспитания и образования мы подменили на чужеродный аналог? Забылись прекрасные разработки русских педагогов-теоретиков Ушинского и Одоевского. Гибнут под гнетом всеобщей модернизации и инновации работы современных приверженцев старой школы. Иногда из министерской машины становятся слышны выкрики «Назад, к истокам» или «Давай, как у них». Бесконечные метания между западом и востоком напоминают басню Крылова о лебеде, раке и щуке. И тот же воз и ныне там.

Юлия Жукова



   Конференция «Инновации и традиции в современном образовании»

      г. Старый Оскол
      12.11.2014


2 thoughts on “Классическая школа или новые методы обучения?

  • 06.12.2014 в 22:51
    Permalink

    Где можно посмотреть полное видео с конференции?

    Ответ
    • 08.12.2014 в 17:43
      Permalink

      Это эксклюзив, т.ч. это всё видео, другого нет.

      Ответ

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

86 − 82 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ