Казанско-Амвросиева и Оптина пустыни зажгли у ребят огонек благодати Божией

Какой православный не слышал о Шамордино, об Оптиной, ее знаменитых старцах, богатейшей истории, не мечтал поклониться ее святыням. Как сказал в свое время И. В. Киреевский: «Если Вы хотите узнать основательно дух христианства, то необходимо познакомиться с монашеством: в этом случае лучше Оптиной пустыни трудно найти».
Учащиеся воскресной школы Свято-Троицкого храма знали, что летом отец Андрей обязательно организует паломническую поездку, но то, что предстоит поездка в Оптину и Шамордино, превзошло их ожидания и вызвало у детей бурю ликования. Еще бы! Никто из ребят там не был. Решили взять учащихся старшей группы, ведь путь неблизкий: 9 часов в один конец.
С хорошим настроением и при благоприятной погоде выехали утром 16 июля. Ехали с молитвой: пели Богородицу, молитву Господню, Верую, тропари, величание, Пасхальные стихиры, все, что знали наизусть.
Первая остановка в Казанско-Амвросиевой Шамординской пустыни. Приняли нас хорошо: без проблем устроили, объяснили расписание Богослужений, работы трапезной. Отказавшись от ужина и оставив вещи в летнем домике, куда нас поселили, мы поспешили на вечернее Богослужение. Часть детей сразу получила послушание.
Службы в обители очень продолжительные. Ночью начинаются с 3-х часов и заканчиваются в 9 часов литургией. Исповедь ночью, поэтому желающие причаститься должны почти не спать. Вечернее Богослужение с 18 до 22 часов, и даже позже. Как потом объяснила нам экскурсовод, служить они стараются по Афонскому уставу. Сама я была во многих монастырях, но таких продолжительных служб не доводилось встречать – и это правильно, ведь в монастыре главное молитва и труд.
Почти в сумерках по многочисленным ступенькам (их 240) спускаемся к святому источнику.
Удивительно, как легко и с удовольствием дети окунаются в ледяную воду, и чем моложе ребенок, тем легче он это делает. А мы со своей коллегой, скукожившись, никак на могли погрузиться в ледяную купель. Так девочки (вот они, плоды христианского воспитания!) подбадривали нас, пели молитвы, но, видя безуспешность своих усилий, нашли выход: облили нас водой из ведер, чему мы радовались, как маленькие.
Когда мы поднимались наверх, казалось, что находимся в горах, так как под ногами клубился сгустившийся туман, похожий на облака.
В день приезда легли спать поздно, решив, что встанем около 5 часов утра, чтобы пораньше прийти на службу. Молились до конца Литургии, то есть до 9 часов. В этот день у нас было много послушаний: девочки трудились на кухне и в трапезной, работали на грядках, мальчики перебирали картошку, носили банки с заготовками, копали траншеи для компоста. Провели для нас и обзорную экскурсию, познакомив с историей возникновения обители, годах запустения и разрухи и возрождения в новейшее время. История обители связана с историей Оптиной пустыни, только Оптина пережила более трагические времена в богоборческое время. Почти все монахи были или расстреляны, или сосланы в лагеря. В Оптиной канонизировано 37 монахов, и это не предел.
В Шамординской обители, основанной преподобным Амвросием для бедных, старых, больных женщин, ищущих монашеской жизни (до революции, чтобы поступить в монастырь, нужны были деньги) и поныне сохраняются древние традиции. Из 150 монахинь 40 находятся в богадельне, за ними прекрасный уход, они ни в чем не нуждаются, у них имеется больничный храм, свой медперсонал, поэтому неудивительно, как много одиноких больных женщин желают поступить в монастырь. Но принимают только совершенно одиноких, за которыми некому ухаживать в миру. Молодых, здоровых монахинь мало, и можно представить, какую колоссальную нагрузку они несут на послушаниях, а хозяйство огромное. Работают и различные мастерские. Много интересного услышали мы во время экскурсии.
Что нам запомнилось и удивило? Огромный, 15-ти купольный Казанский собор, один из самых больших в России, он поражает изумительной архитектурой и красотой, особенно на фоне природного пейзажа. Невозможно оторваться от потрясающего ландшафта в самом монастыре, созданного искусным дизайнером. На Богослужении тихо и нежно поют 2-3 монахини, нет бесцельного хождения, шума, разговоров, есть возможность погрузиться в себя, чтобы побеседовать с Богом.
Второй день посвятили пребыванию в Оптиной пустыни. Приехали к 7 часам утра, к литургии. Сколько же мы успели за один день! Молились за литургией, часть детей причастилась, участвовали в молебне с акафистом преподобному Амвросию, поклонились многочисленным мощам Оптинских старцев, могилкам убиенных монахов: иеромонаху Василию, инокам Ферапонту и Трофиму; не совсем уверенно, но старательно пропели своими силами панихиду на их могилках, после чего отец Андрей помазал всех присутствующих маслом из лампад на их могилах.
Конечно же, мы заказали экскурсию по монастырю.
Поразительно, с какой злобой и яростью сатана уничтожал эту твердыню православия, духовный цветник, колыбель старчества. Но воистину, по слову Спасителя, Церковь его будет стоять до скончания века, в этом мы еще раз убедились. Экскурсовод привела много примеров благодатной помощи уже в наше время по молитвам старцев и убиенных монахов. Как и века назад, сюда едут люди за утешением в скорби, советом, помощью, укреплением в вере – и получают просимое.
Успели пройти к Иоанно-Предтеченскому скиту, испить воды из колодца, выкопанного преподобным Амвросием. Живут там 12 монахов, но сам скит для посетителей закрыт.
Перед тем, как покинуть монастырь, ребята выбирали в лавках сувениры и подарки для родных, особенно для мам. Некоторые советовались со мной. Какие молодцы, дочки и сыночки, не только о себе пекутся…
Какой же длинный день летом! Еще не вечер, поэтому желающие купаются в монастырском источнике, и мы спешим к «себе» в Шамордино, готовиться к отъезду. Выполняем после ужина последние послушания: режем яблоки, перебираем чечевицу, моем посуду, приводим в порядок кельи. Отправляемся домой вечером. Жалко, что мало. Надеемся, не последний раз.
Задаю вопрос себе и ребятам: «Что дает верующему человеку паломничество в святые места?». Много чего. Соприкосновение с древними святынями, их историей, а значит, историей Православия и России, укрепление в вере, возможность помолиться и потрудиться в святой обители во Славу Божию, поупражняться в благочестии. Не последнюю роль играет для детей возможность пообщаться друг с другом. Как учитель, я отмечала проявление терпения, послушания, трудолюбия, взаимной помощи, дружбы, щедрости, дисциплины у своих воспитанников. Уверенно констатирую: православные дети отличаются от своих сверстников большим терпением и воздержанием. За все три дня никто не жаловался, не ныл, не отстранялся от коллектива, не пребывал в мрачном настроении. Когда, по приезде домой, я спросила у ребят, с каким чувством они возвратились, ответ сводился к одному: на душе стало легко и светло, не хотелось так рано уезжать со святых мест. Особенно запомнилось спокойствие, отсутствие суеты, шума, неторопливость, молитвенность. После паломничества в душе как будто загорелся огонек.
Дай Бог, чтобы этот огонек благодати становился бы все ярче у наших юных прихожан. Слава Богу за все!
Преподаватель воскресной школы Татьяна Михайловна Жинкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 5