Какой праздник считается в Православии самым важным – Пасха или Рождество Христово?

На вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора  протодиакон Сергий Епифанцев.

– Объясните, какой праздник считается в Православии самым важным – Пасха или Рождество Христово? К какому из них обязательно надо готовиться и пышно его отмечать?

– Что для вас важнее: день рождения папы или мамы? А если у вас есть дети, чей день рождения отмечаете пышнее – младшего или старшего ребенка? Вы состоите в браке? Для вас важнее день, когда вы познакомились со второй половинкой или когда предложили руку и сердце?

Очень легко ответить на этот вопрос «по уставу». Есть двунадесятые праздники – их всего двенадцать. Все они посвящены событиям земной жизни Спасителя или Пресвятой Богородицы. Те, которые посвящены Христу, мы называем «Господскими», а вторые, соответственно, «Богородичными». От этой градации зависит ход богослужения, цвет облачений, а в монастыре – еще и трапеза.

Пасха Господня не входит в число двунадесятых праздников, а стоит над ними. Воскресение Христово, говоря словами богослужебного песнопения, «Праздников Праздник и Торжество есть торжеств». В Пасхальный богослужебный день, который длится целую календарную неделю, совершается особое богослужение – намного более торжественное, чем все остальные церковные службы в году. Дерзну сказать, что понятным оно становится, когда переживешь Великий пост и Страстную седмицу как богослужебное событие. Только тогда душе и уму в полноте раскрывается красота Пасхального торжества.

Но к чему я задавал странные вопросы в начале? А вот к чему. Когда любишь человека, такие вопросы кажутся странными и неуместными, не находите? Когда человек еще не полюбил и не понял церковной жизни, он постоянно ищет предписаний и инструкций. Но на духовную жизнь, на ваши отношения с Богом это не влияет совсем никак. Отмечайте и Рождество Христово и Пасху с единой радостью и ликованием. Оба праздника – это торжество нашего любимого Господа, Который избавил нас от греха и смерти и даровал вечную жизнь.

– Можно ли обет Богу дать нечаянно? У меня иногда бывает, что в какой-то повседневной жизненной ситуации я мысленно прошу помощи у Бога (речь обычно идет о сущих пустяках). Все бы ничего, но одновременно с просьбой возникает мысль что-то Богу пообещать. Например, «Господи, если я успею на этот автобус, то прочту такой-то акафист 10 раз подряд». Или: «Если получится это сделать, никогда не буду есть такой-то продукт» (при этом мысль проносится как импульс, я ее не успеваю толком взвесить, а уж тем более не желаю всерьез исполнять). Если задуматься, не хочу ничего подобного обещать. Но потом все равно мучаюсь от этих мыслей. Можно ли такие помыслы назвать обетом?

…Не властны мы в самих себе

И, в молодые наши леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть,

Всевидящей судьбе.

Евгений Баратынский.

То, что проносится в вашей голове, – это совсем не обеты. Можете выдохнуть. Обеты христианина – это слова, произносимые им в Таинстве Крещения: он трижды говорит, что отрекается от сатаны и всех его дел, а после – сочетается Христу и верует Ему как Царю и Богу. В завершение новый член Церкви произносит Символ веры, перед Лицом Божиим свидетельствуя о том, что он верит так, как заповедует Святая Православная Церковь.

То, что с вами происходит, святые отцы называют духовной мнительностью. Еще вы можете встретить другое название, нецерковное: синдром навязчивых состояний. В вашей голове проносятся мысли, которые не являются продуктом вашего сознательного мышления, вашим решением или мнением. Бывает, что у людей возникают хульные или просто ругательные мысли, а у вас – вот такие. Это не только не обеты, это даже не совсем ваши мысли.

Просто не обращайте на них внимания. Скажите об этом искушении духовнику и попросите совета, какое молитвенное правило вам совершать. И сходите к неврологу, возможно, вам стоит привести здоровье в порядок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

51 − 47 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ