«Как верный часовой, откликнуться: Россия!»

Петр Андреевич Вяземский
(1792-1878)

10/22 ноября 1878 года – день кончины русского поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста, мемуариста, государственного деятеля Петра Андреевича Вяземского.

О Петре Андреевиче Вяземском (1792-1878) современному российскому читателю и зрителю известно очень и очень мало. Друг А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и Ф.И. Тютчева, первый председатель Русского исторического общества, талантливейший поэт и публицист оказался забыт. Забыт незаслуженно и совершенно неслучайно. А между тем в его жизни, творчестве, грехах и достойных поступках, поисках истины и заблуждениях, как в целой системе зеркал, отразился весь XIX век.
Вяземский (по отцу) принадлежал к древнему русскому аристократическому роду, а матерью была уроженка Ирландии. Осиротел будущий поэт рано, и опекуном его стал Н.М. Карамзин (сводная сестра Петра Вяземского была женой этого известнейшего писателя и историка). От отца мальчику досталось большое состояние, и абсолютно безбедная юность заранее гарантировалась.
Петр Вяземский получил отличное по тем временам образование, а один из этапов обучения он прошел в иезуитском пансионе.
Через Карамзина Вяземскому оказались легкодоступными литературные круги Санкт-Петербурга. Но здесь господствовало преклонение перед западной культурой и увлечение оккультизмом и псевдохристианской мистикой. Собственно Россию столичные литераторы любили, но только вымышленную, подогнанную под свои стандарты и мечтания. Реальная же страна оказывалась сокрытой за стеной предрассудков и мнений высшего «цивилизованного» слоя общества, оторванного от Православия и народа. Правота высказывания апостола Павла («Не обольщайтесь, дурные сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33)) подтверждается и на судьбе молодого Петра Андреевича. Только нашествие войск Наполеона на Россию пробуждает в Вяземском тягу к Родине и Церкви. В 1812 году поэт героически сражался в Бородинской битве. Однако после изгнания врагов за пределы Отечества патриотический настрой угасает, и далее разворачивается неуемная жажда пнуть побольнее державу и христианство, ибо либеральное окружение Вяземского иного бы и не потерпело. Впрочем, и особых усилий поэту над собой прилагать не пришлось, ведь он сам истово исповедовал западничество и либерализм.
Петр Вяземский в стихах и поэмах намеренно кощунствует, открыто смеется над русской историей и Православием. Произведения же его буквально насыщены язычеством. А в литературном обществе «Арзамас» ему присваивают шутливую кличку «Асмодей». Бесовскую кличку…
«Вершиной» распада души Вяземского следует признать стихотворение «Русский Бог» (1828), столь любимое русофобами всех эпох и поколений (от XIX века и до сих пор).
Но в конце 30-х гг. начинается духовное перерождение поэта. Он поворачивается лицом к Русскому миру и Церкви. Возможно, что причиной переосмысления всего и вся явились трагедии в семье, гибель обожаемого Пушкина и осознание пошлости европейского либерализма. У Вяземского и его жены Веры Федоровны (в девичестве – Гагариной) было восемь детей, но шестеро из них скончались в детские и молодые годы. Родителей пережил только сын – Павел Петрович.
В 1845 году поэт (после череды стихов, посвященных православной молитве) пишет важнейшие строки:

«Пред Господом Богом я грешен!
И кто же не грешен пред Ним?
Но тем я хоть мало утешен,
Что брат я всем братьям моим…
Что тайная есть мне отрада
Внезапно войти в Божий дом
И там, где мерцает лампада,
С молитвой поникнуть челом;
Что дня не проходит и часу,
Чтоб внутренним слухом не внял
Я смерти призывному гласу
И слух от него уклонял…»

От самодовольства и кощунства «раннего» Вяземского не остается ничего. Поэт открыт перед Богом и Церковью. Он полностью отдается молитве и радуется посещению храма.
В 1849 г. Вяземский вместе с женой (после смерти последней дочери Марии) отправляется в паломническую поездку через Константинополь в Палестину. В 1850 году он молится в храмах Святой Земли… В то время поэт пишет чудесные проникновенные строки:

«Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!..
Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!»

Революции 1848 г. в Европе и Крымская война напрямую нашли отклик в творчестве Петра Андреевича. Вяземский однозначно заявляет о своей позиции патриота, гражданина и православного христианина. Достаточно припомнить сии слова: «Россия есть то, что она есть, преимущественно потому, что она дочь Восточной Церкви, и потому что она всегда остается верна ей. В Православии заключается ее право на бытие; в нем развивалась протекшая ее жизнь, и в нем задатки ее будущности». И еще: «…Наша особенность, наша сила, вся наша деятельность, все сосредоточивается в Православии».
На политическом поприще Вяземский в зрелом возрасте выступает как противник революционной пропаганды, либерализма и наивного республиканизма. Что закономерным образом и вызвало ненависть либеральной «общественности». Да и цензорская работа Петра Андреевича вряд ли могла добавить популярности в среде ненавистников самодержавия и Православной Церкви. Нападки либералов на Вяземского не блещут остроумием, но истекают ненавистью. Петр Вяземский не остается в долгу. И уже отойдя (после 1858 г.) от активной государственной и журналистской деятельности, он бичует либеральное засилье в печати, нетерпимость «прогрессистов» к чужому идейному миру и их тягу к политической стадности:

Послушать: век наш – век свободы,
А в сущность глубже загляни –
Свободных мыслей коноводы
Восточным деспотам сродни.

У них два веса, два мерила,
Двоякий взгляд, двоякий суд:
Себе дается власть и сила,
Своих наверх, других под спуд.

У них на все есть лозунг строгий
Под либеральным их клеймом:
Не смей идти своей дорогой.
Не смей ты жить своим умом.

Когда кого они прославят,
Пред тем – колена преклони.
Кого они опалой давят,
Того и ты за них лягни.

Свобода, правда, сахар сладкий,
Но от плантаторов беда;
Куда как тяжки их порядки
Рабам свободного труда!

Свобода – превращеньем роли –
На их условном языке
Есть отреченье личной воли,
Чтоб быть винтом в паровике;

Быть попугаем однозвучным,
Который, весь оторопев,
Твердит с усердием докучным
Ему насвистанный напев.

Скажу с сознанием печальным:
Не вижу разницы большой
Между холопством либеральным
И всякой барщиной другой.
(1860).

По сути, поэт раскрывает тоталитарную сущность любого либерала и революционера. Такого прощать нельзя! И Вяземскому не простили. Его замолчали. Попытались убить идеологические мысли забвением. Но это не удалось окончательно совершить. Каждый православный человек всегда может открыть для себя творчество великого русского мыслителя – Петра Андреевича Вяземского.
Вяземский скончался 135 лет тому назад, находясь на лечении за границей – в Баден-Бадене. Но нам осталось его наследие. И жаль, что в школах не учат замечательного стихотворения, актуальность которого для нас, ныне живущих в России, велика, быть может так, как никогда:

Святая Русь

Когда народным бурям внемлю
И с тайным трепетом гляжу,
Как Божий гнев карает землю,
Предав народы мятежу;

Когда надменные ученья,
Плоды лжемудрости и тьмы,
Питают ядом обольщения
Самолюбивые умы;

Когда рукой слепой гордыни,
Не зная граней, ни препон,
Срывает общество твердыни:
Преданья, правду и закон;

Когда дух трудный и тревожный,
Когда разнузданная страсть
Под знаменем свободы ложной
Насилий воцаряет власть, –

О, как в те дни борьбы мятежной
Еще любовней и сильней
Я припадаю с лаской нежной
На лоно матери моей!

Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, Святая Русь!
Молитвой теплой, задушевной,
Как за тебя в те дни молюсь!

Как дорожу твоей любовью
И тем, что я твой сын родной!
Как сознаю душой и кровью,
Что кровь твоя и дух я твой!

Как я люблю твое значенье
В земном, всемирном бытии,
Твое высокое смиренье
И жертвы чистые твои,

Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
Приосенив себя крестом!

Горжусь венцом многодержавным,
Блестящим на челе твоем,
И некогда, не меньше славным,
Твоим страдальческим венцом…

Мне святы все твои скрижали:
Из них стереть бы не хотел
Я ни одной твоей печали,
Ни одного из громких дел.

Мне святы старины могилы,
И дней грядущих колыбель,
И наша Церковь – благ и силы,
И душ, и доблестей купель.

И он, царей престол наследный,
От вражьих бурь и от крамол
Любовью, как стеною медной,
Обезопасенный престол.

Безумствуя, вражда слепая
На бой нас вызвать ли дерзнет?
Подымется стена живая
И на противников падет.

Мне свят язык наш величавый:
Столетья в нем отозвались;
Живая ветвь от корня славы,
Под нею царства улеглись.

На нем мы призываем Бога,
Им – братья мы семьи одной,
И у последнего порога
На нем прощаемся с землей.

Святая Русь! Родного слова
Многозначительная речь!
Завет нам Божьего покрова
И отклик наш средь бурных сеч!

Из слов земных живей и чаще
Звучишь ты сердцу и уму,
Всех песней ласковей и слаще
Поешь ты слуху моему.

Святая Русь! В самом значенье
Ей Промысл путь предуказал:
Недаром при ее крещенье
Он ей то имя даровал.

Нам явны из Его глагола
Ее признанье и судьба:
За Божий дом, за честь престола,
За правду – жертва и борьба,

Безукоризненная клятва
И попеченьем чистых рук
О Боге зреющая жатва
Добра, успехов и наук,

Почет и власть в земных державах,
Дух братства, мира и любви,
И простота в надежных нравах,
И пламень мужества в крови!

О, дорожи своим залогом!
Блюди тобой избранный путь
И пред людьми, и перед Богом,
Святая Русь, святою будь!

О, будь всегда, как и доныне,
Ковчегом нашим под грозой,
И сердцу русскому святыней,
И нашей силой пред враждой!
(1848).

Это стихотворное воззвание Вяземского нам необходимо. Оно напоено воинским призывом к защите родной истории, нашей Церкви и наших ценностей перед наступающим сонмом антихристианских орд глобалистов, содомитов, разрушителей семьи и прочих радетелей липовых свобод и расчеловечивания.
По Воле Господа нашего Иисуса Христа творчество Петра Вяземского остается с нами. Стих Вяземского – это «верный часовой», стоящий на посту и охраняющий Россию.

Александр Гончаров, к.ф.н., ст. преподаватель кафедры журналистики СОФ ВГУ.

(Все цитаты приводятся по изданию «Вяземский П.А. Полное собрание сочинений в 12 томах». – Санкт-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1878-1896. Адаптированы (без искажений) к современному русскому языку).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 3