Как стать православным. Ответы сомневающимся

Нашим читателям давно знакома рубрика «Что посоветуете, батюшка?», в которой пастыри отвечают прихожанам на вопросы о Боге, вере и духовной жизни. В этой статье я поделюсь с вами ответами, которые дал не религиозному, но ищущему человеку. В переписке Юлия – так зовут мою знакомую – задала мне вопросы, на которые я решил ответить развернуто. Так родился этот текст. Если вы прихожанин храма, может быть, вы не найдете здесь ничего нового. Покажите эту статью знакомым, которые только собираются переступить порог храма.

С позволения собеседницы я буду использовать отрывки из нашей переписки.

Вопросы о вере бывают двух типов – детские и взрослые

«Как?» Вопросы «воцерковленного» человека – это вопросы взрослого. Он требует инструкции: что сделать, как сделать, как положено, как лучше поступить… Взрослые вопросы скучные и одинаковые, хотя вроде бы и нужные. 

«Зачем?» Вопросы сомневающегося – это вопросы ребенка. Христос говорит, что для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно стать младенцем. Вы видели хоть одного вменяемого младенца, который не задает вопроса «почему?», когда ему говорят «нельзя»?  Вопросы сомневающегося – очень нужные вопросы.

Переступает человек порог храма и… «Почему надо делать так? Зачем читать молитвы на непонятном языке? Почему каноны? А они нужны, эти каноны? А можно без них?»

А ему в ответ: «Цыц! Бог накажет!»

Можно выдумать бога, в которого невозможно верить

Бывает, что человек хочет узнать о вере и сталкивается с дремучими суевериями, заблуждениями, частными мнениями и средневековой педагогикой. Он отшатывается в ужасе и закрывает для себя двери в религиозную жизнь: «Я в такое верить не буду. В XXI веке это невозможно». Иногда эту дверь безразлично прикрывают, а порой – хлопают ею с такой силой, что корежит дверной проем и приходится потом вызывать мастера с кувалдой и пассатижами.

Можно услышать обрывки информации и дофантазировать о Боге, о вере в Него, о Его Церкви такое, что потом не захочется не то что верить, но и смотреть в эту сторону.

Митрополит Антоний Сурожский писал об этом так: «Очень часто люди приходят ко мне и говорят: “Я не верю в Бога. Что мне делать?” Обычно я им отвечаю: “В какого именно Бога вы не верите?” И тогда они начинают описывать такого бога, в которого я и сам не могу поверить. Потому что он бывает или слишком примитивен, или слишком безобразен».

Если искренне хочется, разобраться в духовных вопросах несложно. Нужно только «оставаться ребенком»: не бояться задавать свои «почему?» и «зачем?». А еще – думайте, кого спрашиваете, не все верующие компетентны.

Инструкции не будет

Юлия пишет мне:

– Не поверите, кстати, недавно с коллегой только обсуждала, что до сих пор нет понятной и современной инструкции по типу «Как стать православным». Говорю, что делать человеку, если он верит в бога и хочет ходить в церковь, все соблюдать. Но ничего об этом не знает (орфография и пунктуация автора письма сохранены. – Прим. ред.).

В Евангелии мы видим, что Христос не хочет давать инструкции. Он говорит притчами, отвечает не на тот вопрос, который задают, и хочет, чтобы люди искали ответ сами. Посмотрите на любую из заповедей блаженств. Хотя мы и называем этот отрывок Нагорной проповеди «заповедями», из самого текста решительно непонятно, что делать: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Для того, чтобы понять притчи Христа, Его заповеди и учение, придется познакомиться с Ним Самим. Узнать, что Он хочет предложить вам и чего ждет от вас. Его учение – не об абстрактных нравственных нормах. Его учение – о Нем самом.

В отношениях между людьми – в семейных, дружеских, даже деловых – инструкции неуместны. Отношения интересны, когда мы ведем себя естественно. Все остальное можно поделить на две категории:

протокол или церемониал, когда группа людей заранее договорилась, какие слова в каком порядке произносятся, кто куда шагает;

манипуляция, когда никто ни с кем не договаривался, но один из собеседников прочитал книжку по НЛП и коряво пытается влиять на другого заученными фразами.

Отношения Бога и человека – это отношения бесконечной любви и благодарности. В них не может быть инструкций, не нужно ничего «соблюдать», не понимая смысла. Опять приведу цитату митрополита Антония Сурожского: «Есть отрывок в подвижнических писаниях V или VI века, дерзновенный отрывок, где говорится: даже если бы Сам Бог предстал перед тобой и сказал тебе сделать что-то, то, если твое сердце не говорит: «Аминь», «Да будет», – не делай этого, потому что Богу не нужно твое дело, Ему нужно твое сердце. Бог дожидается гармонии и единства между тобою и Им, а не того, чтобы из страха или по принуждению ты делал что-то, что остается внешним действием, а не выражением того, чему ты научился и чем стал».

Каждый человек – свободная икона Бога

Юлия пишет:

– Кстати, вопрос. Приходит ребенок к родителям и говорит «Я в бога верю, хочу покреститься». А родители такие «Сорян, мы некрещеные, не верим, ничем помочь не можем». Тупиковая ситуация (орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.).

Христиане верят, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. Так написано в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета.

Образ Божий – совокупность качеств, данных человеку от рождения. Бессмертная душа, словесно-логическое мышление, способность творить и свободная воля. 

Подобие Божие – это то, как мы этими качествами распорядимся. Захотим быть похожими на Бога или нет. Захотим делать добро и быть такими, как Он ждет от нас, или нет.

В случае с ребенком, который хочет принять Крещение, никакого тупика нет. Тупик будет, если родители запретят ребенку пойти в ближайший храм. Даже если вы не верите в Бога, можно найти в вашем городе умного священника и отвести ребенка к нему для беседы. Если чадо заинтересуется, захочет стать христианином и посещать храм, – не препятствуйте ему.

Апостол Павел пишет о семьях, где один из супругов верующий, а другой – нет: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:14). Думаю, эти слова верны не только по отношению к супругам, но и к любым родственникам. В том числе – к детям и родителям. Я знаю много семей, где ребенок становился прихожанином храма раньше родителей. А потом приходили и они: дети, как правило, отличные миссионеры.

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 9 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ