Как справиться с тревожностью у ребенка?

Дары уходящего лета. Художник Марина Чулович, 2000 год

Психологи отмечают, что в XXI веке общий фон тревожности повысился как у взрослых, так и у детей. Тем более это актуально сейчас, на фоне грандиозных событий, меняющих прежний уклад жизни. Очень часто ребенок оказывается беззащитным перед повышенным уровнем стресса. На помощь ему могут и должны прийти родители.

Прежде всего надо дать определение тревожности. Это поможет определить порядок действий взрослых по отношению к детям. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Признаки проявления тревожности можно заметить, приглядевшись к своему ребенку.

Ваш ребенок тревожный, если:

• он испытывает страх перед всем новым, незнакомым, непривычным;

• у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;

• у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;

• он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;

• у него повышенная утомляемость;

• он совершает множество неловких движений и жестов;

• он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;

• он исполнителен, у него очень развитое чувство ответственности;

• у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;

• он безынициативен, пассивен, робок;

• он болезненно воспринимает критику от окружающих;

• он обвиняет себя во многих неудачах;

• он сам часто критикует других.

Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него – повышенная тревожность.

Воспитание тревожного ребенка должно включать в себя три основных направления.

1. Повышение самооценки.

Помогайте ребенку становиться увереннее в себе, ценить себя. Уделяйте внимание созданию ситуаций успеха. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, когда ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Важно дать ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Учите ребенка замечать свою тревогу и справляться с ее признаками с помощью методов релаксации, рисования и другими способами.

3. Обучение навыкам владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Обратите внимание на сложные ситуации, вызывающие тревогу у ребенка (общение с незнакомыми людьми, ответы у доски, выступление на сцене и т. д.), и учите ребенка различным способам разрешения этих ситуаций.

С самого рождения ребенок бессознательно считывает и усваивает массу информации, впоследствии копируя модель поведения взрослых, их интонации и настроение. Узнаете в поведении детей свои реакции на проблемы: слезы, истерики или сосредоточенность, собранность?

Рассказывайте о своих проблемах и способах их решения: о неудачах, ссорах с другом, робости и застенчивости. Поделитесь своим опытом, даже если он не был успешным. Дети

очень любят интересные истории со счастливым концом. Рассказывайте им о людях, чьи настойчивость и трудолюбие привели к успеху. Поучительные истории закладывают фундамент будущего мировоззрения.

Приведем еще несколько общих рекомендаций, которые будут полезны всем родителям:

• чаще обращайтесь к ребенку по имени;

• ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина);

• не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях;

• откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка;

• не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал;

• старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;

• будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка;

• не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований;

• демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;

• способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

• обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть;

• доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

Л. Н. Водопьянова, педагог-психолог ГБУ

«Старооскольский центр развития и социализации

детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 3

АРХИВ ГАЗЕТЫ