Как справиться с тревожностью у ребенка?
Психологи отмечают, что в XXI веке общий фон тревожности повысился как у взрослых, так и у детей. Тем более это актуально сейчас, на фоне грандиозных событий, меняющих прежний уклад жизни. Очень часто ребенок оказывается беззащитным перед повышенным уровнем стресса. На помощь ему могут и должны прийти родители.
Прежде всего надо дать определение тревожности. Это поможет определить порядок действий взрослых по отношению к детям. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Признаки проявления тревожности можно заметить, приглядевшись к своему ребенку.
Ваш ребенок тревожный, если:
• он испытывает страх перед всем новым, незнакомым, непривычным;
• у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
• у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
• он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
• у него повышенная утомляемость;
• он совершает множество неловких движений и жестов;
• он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
• он исполнителен, у него очень развитое чувство ответственности;
• у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
• он безынициативен, пассивен, робок;
• он болезненно воспринимает критику от окружающих;
• он обвиняет себя во многих неудачах;
• он сам часто критикует других.
Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него – повышенная тревожность.
Воспитание тревожного ребенка должно включать в себя три основных направления.
1. Повышение самооценки.
Помогайте ребенку становиться увереннее в себе, ценить себя. Уделяйте внимание созданию ситуаций успеха. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, когда ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Важно дать ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Учите ребенка замечать свою тревогу и справляться с ее признаками с помощью методов релаксации, рисования и другими способами.
3. Обучение навыкам владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Обратите внимание на сложные ситуации, вызывающие тревогу у ребенка (общение с незнакомыми людьми, ответы у доски, выступление на сцене и т. д.), и учите ребенка различным способам разрешения этих ситуаций.
С самого рождения ребенок бессознательно считывает и усваивает массу информации, впоследствии копируя модель поведения взрослых, их интонации и настроение. Узнаете в поведении детей свои реакции на проблемы: слезы, истерики или сосредоточенность, собранность?
Рассказывайте о своих проблемах и способах их решения: о неудачах, ссорах с другом, робости и застенчивости. Поделитесь своим опытом, даже если он не был успешным. Дети
очень любят интересные истории со счастливым концом. Рассказывайте им о людях, чьи настойчивость и трудолюбие привели к успеху. Поучительные истории закладывают фундамент будущего мировоззрения.
Приведем еще несколько общих рекомендаций, которые будут полезны всем родителям:
• чаще обращайтесь к ребенку по имени;
• ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина);
• не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях;
• откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка;
• не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал;
• старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;
• будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка;
• не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований;
• демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
• способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
• обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть;
• доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
Л. Н. Водопьянова, педагог-психолог ГБУ
«Старооскольский центр развития и социализации
детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»