Как совместить веру в Бога и преподаваемое в школе?

На вопросы отвечает настоятель храма великомученика Феодора Стратилата священник Николай Дубинин.

– Я учусь в обычной общеобразовательной школе, хожу в храм, читаю Священное Писание. На уроках нам, конечно, рассказывают о теории эволюции, о Большом взрыве, убеждают, что именно они являются той силой, благодаря которой был создан наш мир, а не Бог. Как же совместить веру в Бога и преподаваемое в школе?

– Мало кто знает, но на самом деле Чарльз Дарвин был верующим человеком, да и вообще закончил свой знаменитый труд о происхождении видов прославлением Творца. Также надо сказать, что теория эволюции на Западе в том виде, в котором она изначально появилась, не была вовсе теорией против Бога. Она лишь наглядно показывала, как развивалась жизнь по принципу от простого к сложному. А в наш советский богоборческий период теория эволюции Дарвина превратилась в атеистический инструмент, который своей целью имел борьбу с Богом. Но обо всем по порядку.

Перечислим основные принципы эволюционного взгляда на происхождение жизни. Наука нам говорит, что благодаря Большому взрыву несколько миллиардов лет назад произошла материя. Из точки сингулярности по неизвестным причинам высвободилось колоссальное количество энергии в виде вспышки света, которая, собственно, и создала материю в нынешнем виде. По прошествии огромного количества времени сформировались планеты, и на одной из них появилась жизнь, причем она появилась в водном пространстве. Далее теория эволюции говорит, что, появившись в воде, жизнь со временем приобретала все более сложные формы. От простейших бактерий – до насекомых, от пресмыкающихся – до рыб, птиц и впоследствии млекопитающих. А всего лишь несколько десятков тысяч лет назад появился человек разумный, Homo sapiens.

Как совместить эти постулаты с тем, что говорит Библия? Ведь там прямым текстом сказано, что Бог сотворил мир за шесть дней. Но тут нужно знать, что слово «йом» – «день» – в древнееврейском языке означает не сутки, а вообще любой отрезок времени, в том числе и тысячи лет. Поэтому, когда мы читаем Писание, то должны понимать, что речь идет, вероятно, о каких-то значительных периодах времени.

Итак, Библия говорит, что вначале сотворил Бог свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Разве не похоже это на выделение энергии в виде вспышки при Большом взрыве, который описывают ученые? И был день первый. В последующие дни Бог формирует планеты, создает солнечную систему, сушу, моря, растения. На пятый день Бог говорит: «…да произведет вода пресмыкающихся, душу живую…» (Быт. 1:20), и стало так. В еврейском тексте слово «душа» – «нефеш» – в переводе также означает «жизнь». То есть Господь говорит, что вода из себя произведет жизнь. И опять мы видим, что, в сущности, это совпадает с мнением ученых о том, что жизнь появилась в воде. Только мы, верующие люди, утверждаем, что Бог является Тем, кто дал повеление воде произвести жизнь. Не сама по себе вода, а Бог дал ей потенциал, благословил, чтобы в воде начали формироваться живые организмы. И мы видим, что, согласно Писанию, формы жизни сотворились от простого к сложному: сначала появились рыбы, птицы, потом уже – млекопитающие. В шестой день сотворен был человек, названный венцом творения. То есть он стал завершающим этапом творческого акта Создателя. А вот седьмым днем, когда Бог перестал творить, отцы Церкви называют нынешнее время. То есть мы сейчас живем именно в седьмой день, когда Бог уже ничего не творит, но назидает свой сотворенный мир.

В сущности, если беспристрастно посмотреть на две точки зрения – церковную и научную, то мы увидим, что в принципе фундаментальных различий мы не найдем. Только одно: Библия, описывая этапы происхождения жизни на земле, указывает, что источником творческой воли, изъявителем этого был Бог. Наука же фактор Бога просто не берет во внимание, просто потому что она отвечает на вопрос «Как?», а религия скорее относит нас к вопросам «Зачем?» и «Почему?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ