Как отличить настоящее христианское смирение от ложного?

На вопросы отвечает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Максим Горожанкин. 

– Что такое смирение? Как отличить настоящее христианское смирение от ложного?

– Вы задали очень важные для верующего вопросы. Часто при чтении аскетической литературы у человека может сложиться мнение, что все вокруг – грех, а чтобы его искоренить, нужно побороть в себе все личное, индивидуальное, человеческое. И вот этот отказ от индивидуальности, от собственной позиции по тем или иным вопросам жизни некоторые ошибочно считают смирением. Где же найти образец настоящего смирения? Конечно, в Евангелии. Там описан образец для нашей жизни – Христос. Посмотрите, Он не был бесхребетным. Он совершал много возмутительных, по мнению того общества, поступков. Но при этом кротко претерпевал все лишения и мучения. Когда мы пытаемся смиряться, мы должны брать пример с Христа. И смирение наше должно сочетаться с евангельской мудростью.

Помогите разобраться. Священники учат: чтобы удержаться от грехов, необходимо молиться и поститься. Однако самочинные молитва и пост без руководства ведут к прелести. А как же быть тем, у кого нет духовного отца? Человек же не сможет сам определить себе меру. Он может в таком случае впасть в прелесть или совсем оставить молитву и пост и пропадет.

– Вы не совсем верно понимаете учение Церкви. Чтобы избавиться от грехов, необходимо осознать, что без Бога это невозможно сделать. Нужно искренне каяться и стараться исправить свою жизнь. Молитва – это разговор с Богом, диалог с Ним, а не просто набор каких-то текстов, которые мы твердим, стоя у икон. Так же и с постом. Это не просто «православная диета». Это наша жертва Ему. Старайтесь молиться утром и вечером, находить по возможности для этого время в течение дня. Соблюдайте посты согласно Уставу Церкви и не отчаивайтесь. Не у всех верующих получается обрести духовника. Но всю мудрость православной веры можно почерпнуть из Священного Писания и Предания. Главное, помните, что Бог есть любовь.

Может ли священник отказать человеку стать его духовником? Или священнослужители обязаны всем помогать?

– Священник может осмотрительно относиться к тому, сколько у него духовных чад. Конечно, он обязан оказывать помощь всем, кто ему доверил свою жизнь. Но многое зависит от склада характера самого священника, и он просто обязан адекватно оценивать свои возможности, ведь он должен уделять достаточно внимания каждому из духовных чад, каждому суметь оказать помощь. Поэтому, если батюшка отказывает в такой просьбе человеку, это не значит, что он негативно относится к нему. Напротив, он переживает о том, что не сможет помочь ему в должной мере.

– Говорят, что, если человек хотя бы раз в месяц не причастился, он отлучается от Церкви. А как же Мария Египетская, которая причастилась всего два раза в жизни, но при этом имела дар летать и ходить по воде? Она тоже была отлучена от Церкви все это время?

Если человек сознательно уклоняется от частого причащения, то таким образом он сам ставит себя вне общения с Церковью. Общение и единение с Богом происходит в Его Церкви посредством Святых Таинств. Если человек ходит в храм, который находится в шаговой доступности, но не причащается, это по меньшей мере странно. Литургия это Трапеза Господня. Быть на трапезе и не вкушать Ее это неверно. Преподобная Мария же жила вдали от храмов. Но примечательно, что начало своей жизни в пустыне и ее конец она связала именно с причащением Святых Таин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

89 − 84 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ