Как христианину понять, когда надо смиряться, а когда надо решительно действовать?

На вопросы отвечает настоятель храма святых апостолов Петра и Павла села Обуховка иерей Сергий Золотых.

– В Православии много говорится о смирении, но при этом делается упор на то, что у человека есть своя воля и он должен действовать. Как понять, когда смиряться и терпеть, а когда просить, чтобы далось, и стучаться, чтобы открылось?

– Смиряться и терпеть православному христианину нужно всегда, даже когда «просит или стучится». Если кого-то о чем-то просишь или ждешь определенных действий, делай это со смирением и терпением, не раздражайся, не злись, не проявляй агрессии, когда «не дается или не открывается». Да, это очень сложно. Но нужно всегда помнить, что в жизни все делается по воле Господа. И, возможно, если что-то не получается, пойдет лишь нам на пользу.

В любом случае следует молиться так: «Помоги Господи, но будет на все воля Твоя», а свою личную волю нужно направлять на дела, которые угодны Господу – проявлять любовь к ближним, творить дела милосердия, оказывать помощь нуждающимся.

Непросто советовать в вашем случае, так как вопрос задан очень пространно. Советую лично поговорить со священником, вашим духовником, о ситуации, которая вас привела к этому вопросу.

– Моя знакомая полагает, что причина всех ее бед – колдовство, порча, которую навели. Она нашла старую книжку с сомнительными текстами, которая называется «Молитвы от порчи и сглаза». Она попросила меня читать их вслух при ней, называя ее имя. Я ответила ей, что делать такого не стану, и попыталась объяснить, что если она считает причиной бед лукавого, то защитой послужат пост, молитва, покаяние и Причастие. Однако она обижается и считает, что я просто не хочу ей помочь. «Там же молитвы, надо их читать», – говорит она и продолжает уговаривать.  Не хочется ее обижать: она пожилая, болезненная, на коляске, почти не выходит из дома. Дайте совет, как мне поступить в этом случае?

– Ваш ответ и ваши действия абсолютно правильные.  Сомнительный текст этих «молитв» читать не нужно. Покаяние и Причастие Святых Христовых Таин есть наивысшая защита от бесовских нападок и козней. И вы правильно советуете этой женщине приступить к этим Таинствам. А если ваша знакомая обижается на ваши слова, то эта обида будет на ее совести. В этом вопросе нужно быть твердыми и не поддаваться на уговоры. Можно предложить почитать вместе настоящие молитвы из православного молитвослова (например, Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу, молитвы о здравии) или Евангелие.

– Во время молебна или чтения акафиста священники читают Евангелие и при этом часто кладут его на голову молящихся. Люди пытаются протиснуться вперед, чтобы непременно на их голову тоже легло Писание. Мне не совсем понятно это действие. Может, от этого снисходит какая-то особая благодать? Этот момент меня всегда смущает, потому что люди, вместо того чтобы внимательно слушать Евангелие, начинают толкаться, суетиться, ходить по храму – лишь бы головой коснуться книги. Это откровенно мешает и многих раздражает. Объясните смысл этих действий. Может, мне самому надо обязательно подходить к книге, а я просто упускаю этот момент?

– Особой благодати в этом действии священника нет. Верующие с любовью и благоговением относятся к Евангелию и очень рады возможности подставить свою голову под читаемое Писание. Это просто благочестивый церковный обычай, к которому можно по-разному относиться, но лучше не обижать тех людей, которые к этому привыкли. Традиция эта идет из прошлого, когда священники использовали на богослужении огромные тяжелые книги в чеканных окладах. Аналоев не было, а держать в руках священные тексты было нелегко, вот некоторые добрые христиане и предлагали свои головы в качестве подставки под Евангелие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

46 − 43 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ