К Матронушке за чудом? Как не надо совершать паломничества

К преподобному. Художник С. А. Виноградов, 1910 год

Одно из первых литературных воспоминаний о путешествии по святым местам принадлежит автору IV века – женщине по имени Эгерия. Ее паломничество продолжалось три года. Она вместе с другими верующими посетила все самые значимые для христиан места в Египте и Палестине. При этом женщина подробно фиксировала все, что с ней происходило.

«Путешествие Эгерии» в свое время было очень популярно у христиан. Его даже перевели с латыни на многие языки. Всем, кто планирует отправиться в паломничество, можно взять этот путевой очерк на вооружение. Так, на Святой Земле Эгерия и ее спутники читали тот или иной отрывок из Священного Писания, соответствующий святому месту, на котором они делали остановку. На горе Синай это были отрывки из книги Исход, на Фаворе – Евангельский отрывок о Преображении Господнем и так далее. Так, в наши дни, если Господь сподобит кого-то из нас посетить Святую Землю, мы также можем взять с собой Библию и читать ее там, где Он проповедовал.

Оглянитесь вокруг

Прежде всего начинающему паломнику необходимо изучать и те святые места, которые расположены рядом с ним. Очень часто люди ведутся на «раскрученные» туры к «самым сильным святым», которые находятся за тридевять земель. Но это все уловки туроператоров. Очень часто искомое может находиться совсем рядом, и ради встречи со святыней не нужно гнаться за «горящим туром».

Так, например, несколько лет назад в Москве к поясу Божией Матери люди выстаивали многочасовые очереди, но мало кто знал, что в церкви пророка Илии в Обыденном переулке в свободном доступе уже не один год находится частичка пояса Богородицы.

Узнавайте, какие святыни есть в вашем городе или селе. Важно изучать свой край, знать историю храмов, в том числе и разрушенных. Эти руины могут напомнить нам о том, как наш народ утратил веру, как своими руками рушил храмы, а сейчас, милостью Божией многие из них восстановлены. Можно поискать дома-музеи, посвященные святым подвижникам, которые жили в том или ином районе. Например, в Старом Осколе давно действует замечательный дом-музей святителя Онуфрия (Гагалюка) на улице Пролетарской.

Паломники у церкви. Художник С. Ф. Колесников, 1919 год

Познакомьтесь со святыми

Когда человек планирует отправиться в паломничество, он должен ясно себе представлять, куда едет и зачем. В нашей стране очень популярны поездки к блаженной Матроне Московской. Дело, безусловно, благое – посетить мощи великой угодницы Божией. Даже у нас в городе по радио можно услышать рекламу, в которой ведущий задорным голосом агитирует всех ехать к матушке-Матронушке!

При этом некоторые совершенно не задумываются над тем, кто такая блаженная Матрона, когда она жила и почему прославлена в лике святых. Все знают лишь о том, что она исполняет любые желания, и людям кажется, что если отстоять очередь у ее мощей, то трудности в жизни разрешатся сами собой.

Когда мы посещаем мощи блаженной Матроны и других угодников Божиих, мы должны заранее познакомиться с житиями этих святых и отдавать себе отчет, у кого и что мы просим. Если мы обращаемся с молитвами о здравии к блаженной Матроне, должны понимать, что она была инвалидом: слепая с рождения, она большую часть жизни была прикована к постели.

Когда мы просим об исцелении у святителя Луки Войно-Ясенецкого, также стоит вспомнить, что он всю жизнь был слеп на один глаз, а под конец жизни совсем потерял зрение. А если обращаемся к великомученику Пантелеимону, надо знать, что ему отрубили голову за исповедование имени Христова. И тем не менее мы упорно к ним взываем, и часто по молитвам этих святых получаем просимое.

А самое главное, нужно понимать, что в жизни святых, у которых мы просим это самое здоровье, на первом месте была совсем не физическая крепость. Они не боялись отдать свою жизнь – ради других людей и ради Христа. Потому что Господь был для них главным. Так если святые, к мощам которых мы едем, откликнутся на нашу молитву, то, может быть, и мы попытаемся сделать так, чтобы на первое место в нашей жизни стал Христос, а не наши земные потребности?

Да и за своим здоровьем мы должны сами следить, а не перекладывать ответственность за это на святых или неведомых целителей. Да, часто мы не бережем себя: спортом не занимаемся, даже банальную зарядку не делаем. А когда настигает болезнь, сразу готовы отправиться в паломничество, чтобы выпросить личного чуда.

О чем же просить?

Действительно, людям часто представляется, что обращаться к святому можно и нужно только тогда, когда что-то болит или на работе не ладится. Это, конечно же, не так. Господь всегда нас слышит и всегда ждет. Важно помнить, что молитва – это, прежде всего, диалог, наш разговор с Богом. А святых мы просим помочь нам в этом разговоре. Поэтому и говорим: «Моли Бога о мне».

Однажды мы с прихожанами смогли побывать в городе Елец, когда туда привезли честную главу преподобного Силуана Афонского. Мы готовились к паломничеству заранее, и я рекомендовал прочитать всем книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан». После такого «домашнего задания» мы провели беседу и пришли к выводу, что святому можно молиться и о твердой вере, и об избавлении от уныния, и об избавлении от страстей, и самое главное – об обретении Христа.

Паломники в Иерусалиме. Художник Мара Даугавиете

Со своим уставом ехать не надо

Когда собираешься посетить то или иное место, неплохо изучить, какие там правила и обычаи, чтобы не попасть впросак. Например, едет человек почти сутки на автобусе в один из монастырей. Приезжает к Божественной литургии, а ему на исповеди батюшка говорит: «Я вас не допущу к Причастию, вы на всенощной накануне не были».

Также необходимо знать, какой позиции по основным вопросам христианской жизни придерживается духовенство того или иного храма, в который мы отправляемся. Потому что, к сожалению, до сих пор у нас есть кое-где любители бороться с ИНН, с паспортами и прочими ветряными мельницами. Вероятно, такие места лучше не посещать, чтобы душу свою в смущение не вводить.

Достижения технического прогресса

В XXI веке очень удобно перемещаться из одного места в другое. Наши предки о таком и не мечтали. Путь, который мы сегодня преодолеваем за несколько часов, для них растягивался на месяцы и был полон опасностей.

Мы не имеем практически никаких препятствий к тому, чтобы посещать те или иные места. Этим можно и нужно пользоваться. Но следует не забывать и про меру. А то порой читаешь в социальных сетях, что человек, например, в Иерусалиме раз тридцать был. С одной стороны, это, может быть, и похвально. А с другой, мне кажется, не стоит забывать слова преподобного Серафима, который говорил, живя в Саровской пустыни и никогда ее не покидая: «Здесь у меня и Киев, и Иерусалим, и Афон».

Принесет ли пользу душе паломничество, если оно совершается уже в который раз и стало привычным? Тогда, может быть, средства, которые на это тратятся, полезнее будет пожертвовать на добрые дела?

Конечно, частота паломнических поездок – личное дело каждого, и здесь неуместно говорить: «Надо делать только так, а не иначе!» Может, Господь человека благословил достатком, и у него хватает средств и на частые паломничества, и на остальное христианское доброделание. Главное, чтобы каждая поездка обогащала душу.

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 46 = 52

АРХИВ ГАЗЕТЫ