Юрьевские мученики и история России
21 января (н. ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Исидора Юрьевского и 72 мучеников, с ним пострадавших в 1472 году. Эта дата принадлежит не только церковному календарю, но и историческому календарю всей России.
Русская история тесно связана с православием, и ее нельзя рассматривать в отрыве от веры. Обратимся к эпизоду нашей истории из XV века.
Наследники Византии
Одним из величайших правителей Руси-России являлся Иван III (1440-1505), ставший после женитьбы на родственнице византийских императоров Софии (Зое) Палеолог наследником павшей в 1453 году православной Ромейской (Византийской) империи.
Сама София Палеолог (ок. 1455-1503) была женщиной незаурядной. Многие ее поступки определяются историками как дела расчетливого политического ума. Например, во время пути к жениху в 1472 году от двора римского папы и до Москвы София после пересечения русской границы отказалась от католичества и во Пскове публично продемонстрировала свою приверженность православию. Чтобы так поступить, требовались серьезные причины.
Ее воспитанием в Италии занимался один из конструкторов Ферраро-Флорентийской унии (1438-1445) кардинал Виссарион Никейский. Католики надеялись с помощью брака привести к унии великого князя и Русь. София ехала в сопровождении свиты и папского легата Антония Бонумбре, ярого сторонника униии – поглощения православия католицизмом. Строптивая невеста могла просто не доехать до столицы Великого княжества Московского.
XV столетие в Италии и Риме – это время, когда проблемы политического свойства радикально решались с помощью ядов. София знала римскую политическую кухню, но все-таки рискнула. Ведь можно было всего лишь потерпеть до Москвы, где безопасность гарантировала бы княжеская власть…
Юрьевская расправа
Разгадка находится в старинном русском городе Юрьеве (ныне г. Тарту в Эстонии), основанном еще благоверным великим князем Ярославом Мудрым в 1030 году.
Юрьев в 1224 году захватили рыцари-меченосцы после долгой осады. В городе началась настоящая бойня. Все захваченные в плен защитники крепости были казнены. По летописным сказаниям, раненого руководителя обороны князя Вячко (Вячеслава Борисовича) крестоносцы безжалостно добили.
Юрьев переименовывается в Дорпат, позже в Дерпт и становится центром католической архиепископии. Но даже в XV веке в нем жили православные русские, ливы, латгалы и эсты. А также существовали два православных храма: Свято-Никольский и храм во имя великомученика Георгия Победоносца. В первой церкви служил пресвитер Исидор, во второй – священник Иоанн Шестник (прозвище, означавшее «переходящий с места на место»), миссионер из Москвы. Спустя некоторое время отец Иоанн со своей женой и детьми ушел в Псковскую землю.
Пресвитер Исидор Юрьевский отказался покидать вверенную ему паству. Он смело спорил с католиками, причем число прихожан храма в честь святителя Николая Чудотворца неуклонно росло. В 1472 году батюшка Исидор в праздник Крещения Господня совершил торжественную службу и освятил воду в иордани на реке Омовже (сейчас – река Эмайыги). О его антикатолической проповеди доложили правителю. Донос совершил местный бургомистр Юрий Трясиголов. Он же потребовал от ливонских рыцарей и главы архиепископии немедленного ареста православных христиан, присутствовавших на богослужении. Всего было схвачено 72 человека и сам пресвитер Исидор.
Для расправы над неугодными католики собрали полноценный суд, для чего были вызваны старейшины со всех территории Дорпатской архиепископии.
Православных, среди которых находились женщины и дети, пытались увещевать. Католический епископ Андрей говорил, что «…наша бо вера с вашею едина. И не погубите себе и будете приснии нам братия и многому добру нашему и богатеству наследницы будете. А восхощите и вы свою веру держите потом, мы вам не возбраняем о сем, токмо ныне повинитеся пред многими немцы и чюдию». После отрицательного ответа сразу же последовали угрозы смертной казни в случае отказа присоединиться к унии. Но пресвитер Исидор и его духовные чада категорически отказались. Суд приговорил всех к утоплению в реке. А до казни православных христиан бросили в тюрьму.
Православного священника Исидора в узилище пытали. Его палачи рассчитывали, что если дрогнет пастырь, то и община вслед за ним перейдет в унию. Но сломить отца Исидора не удалось. Из жития известно, что, перенеся все, он так увещевал паству: «Братия и чада, Господь собрал вас со мною на подвиг сей духовный, желая увенчать вас от вседержительной руки Своей неувядаемыми венцами; вы же, братия, добре пострадайте от беззаконных, без всякого сомнения, и не убойтесь горьких сих мук, ниже ослабевайте, зане супостат ваш диавол, яко лев, рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет.5,8), то есть уловить от веры православной. Станем в ней неподвижно, как добрые воины, против его козней…».
Перед казнью пресвитер Исидор причастил всех арестованных с ним запасными Дарами. И 21 января 1472 г. (н. ст.) православных мучеников враги бросили под лед там, где и была освящена иордань. Священномученика Исидора Юрьевского католики утопили в полном иерейском облачении, как бы издеваясь над православной верой.
Из предания известно, что ребенка трех лет пожалел один из ливонских рыцарей. Мать казнили вместе со всеми, но мальчику оставили жизнь. Младенец стал вырываться из рук рыцаря. Тот не выдержал и отпустил. Ребенок дополз до проруби, перекрестился как сумел и прыгнул под лед за матерью. И темная вода сошлась над безвинно убитыми…
Весной река разлилась. И в трех верстах выше по течению православные христиане нашли все тела Юрьевских мучеников. Причем тела совершенно не пострадали от воды и времени. Сохранилось и облачение священника.
Юрьевских мучеников верные похоронили на кладбище около Свято-Никольского храма. Почитать святых начали сразу же после мученической кончины.
Ее поступком руководил пример мучеников
София Палеолог останавливалась в Юрьеве в октябре 1472 года. От нахождения мощей прошло чуть более шести месяцев. Ясно, что известие о мученическом подвиге не оставило будущую великую княгиню равнодушной. Именно поэтому она решительно отказалась от католичества, несмотря на опасность. Ее поступком руководил пример мучеников, а не придуманный историками политический расчет.
Во Пскове наследница византийских василевсов, вероятно, встречалась с отцом Иоанном Шестником. Он к этому времени овдовел и принял иноческий постриг с именем Иона. Безусловно, что к этому его побудил подвиг православных мучеников из Юрьева.
Россия возрастала на подвигах святых
Преподобный Иона соорудил Успенский пещерный храм, который был освящен в 1473 году. Так возник Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – краса и достояние Церкви Русской на северо-западе России, прославленный святыми и угодниками Божиими.
София Палеолог благополучно добралась до стольной Москвы и вышла замуж за великого князя Ивана III. Их сын Василий III стал первым русским государем, признанным в Европе «императором русов» (в договоре, заключенном с императором Священной Римской империи Максимилианом I в 1514 году). При нем в состав единого Русского государства вошел Псков.
Таким образом, воочию видно, что Россия возрастала не только на воинской силе и политической мудрости, но и на подвигах святых мучеников.
Без торжества святости меч не может защитить. Без святости не главенствует правда закона. Без святости не стоит Земля Русская.
В первый период Ливонской войны 1558-1583 гг. Юрьев после осады заняли русские войска. Краткая редакция «Жития священномученика Исидора и 72 мучеников, с ним пострадавших» возникла около 1474 г. Автор ее неизвестен. А вот пространная редакция была написана монахом Крыпецкого монастыря во имя святого апостола Иоанна Богослова Варлаамом как раз в годы Ливонской войны. Есть основания полагать, что ему передали документы о судилище над мучениками из Юрьева.
Служба Юрьевским мученикам появилась в церковной богослужебной литературе не позднее XVII века. Но вот о храмах, освященных в их честь, известий до XIX века не имеется.
В 1896 году в г. Валка (Валга) был заложен храм во имя Юрьевских мучеников и составлена новая служба им. Освящен он был в 1898 году.
Храм, выстоявший в эпоху гонений при советской власти, после распада СССР был захвачен раскольниками, перешедшими под эгиду Константинопольского патриархата, при поддержке властей независимой Эстонии. Но православная община не сдалась. Было выкуплено здание бывшего клуба железнодорожников, и на основании его возведена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с малым приделом во имя священномученика Исидора Юрьевского.
В 1902 году в Санкт-Петербурге специально для православной эстонской общины началось строительство церкви в честь священномученика Исидора и 72-х мучеников. Средств постоянно не хватало. Свои пожертвования внесли преподобный Иоанн Кронштадтский и император Николай Александрович.
Фактически храм состоял из двух: верхнего – Свято-Исидоровского, и нижнего – Свято-Никольского. Первый был освящен в 1907 г., второй – в 1908 г. На прилегающей территории также воздвигли Свято-Никольскую часовню и здание церковноприходской школы на 120 детей. При храме действовали приют, училище для безработных девушек и библиотека. Издавалась православная газета на эстонском языке.
В двадцатые годы XX столетия при храме действовал детский православный союз, попечением о нем занимался священномученик Карп Эльб.
На некоторое время церковь захватили обновленцы. Но потом приход вернулся в лоно Русской Православной Церкви.
Советская власть закрыла храм в 1935 году. Обратно Церкви его вернули только в 1993 году. Сейчас в Свято-Исидоровском храме идут православные богослужения. А 21 января здесь наверняка зазвучат слова: «Мученик Христовых лик песньми почтим, пострадавших крепко Христовы ради веры истинныя и вражию гордыню до конца низложивших: озарившеся бо благодатию несозданныя Троицы, славнии, со священномучеником Исидором пострадавшии, яко звезды сияете во всем мире, и ныне молитеся Христу непрестанно, и нас защищаете от враждебных язык нашествия, неусыпнии молитвенницы о душах наших».
Александр Гончаров