Энергия красок Юрия Болотова
«Я – не модный художник», – говорит о себе Юрий Иванович Болотов. Однако работы старооскольского живописца, члена Союза художников РФ, давно стали украшением коллекций не только русских, но и зарубежных музеев. У жителей и гостей нашего города тоже появилась возможность увидеть яркие, будто ожившие холсты мастера, многие из которых посвящены церковному зодчеству. Его персональная выставка «Энергия красок» в выставочном зале Детской художественной школы (ул. Октябрьская, 27) продлится до конца апреля. Корреспонденты «Православного Осколья» уже побывали на экспозиции и решили поделиться с читателями своим впечатлениями.
Желто-зеленые луга, ультрамариновые реки и малиновые небеса – будто разноцветное лоскутное бабушкино одеяло, на котором какой-то малыш устроил игрушечную деревеньку с разросшимися садами и палисадниками, белыми домиками, храмами и речушками… Крупные мазки создают форму, насыщенные цвета и контраст тонов создают настроение. В необычной технике художника Юрия Ивановича Болотова кто-то увидит веяния современности, кому-то непременно вспомнятся шедевры импрессионизма. Но сам мастер считает себя реалистом, а истоки своего творчества усматривает в далеком детстве, которое прошло в селе Головище Курской области:
– Я впитал многое от отца. Он был кузнецом, как говорится, на все руки мастером. Он привил мне любовь к рисунку, помогал в моих первых художествах. И, конечно, от моих глаз не могла укрыться пестрота деревенского быта. Помню цветастые пятна настенных ковров. Яркие, узорчатые, они радовали глаз простому деревенскому мальчишке. Эти воспоминания о детстве вдохновили на взрослые работы.
Впрочем, разноцветными полями и облаками никого не удивишь. Зато в шок повергает зеленый снег и фиолетовый февраль! Такого в природе не увидишь…
– Нужно научиться правильно смотреть! – говорит Юрий Иванович. – Картина – не фотоснимок. Я как художник обостряю определенные нюансы реальности для того, чтобы зритель проник в ее суть. Конечно, я всегда испытываю какие-то чувства, переживания относительно объекта. Так творили импрессионисты: вдохновлялись первым мимолетным впечатлением. Но это неинтересно! Посмотрел – и забыл. А я долго осмысливаю, переживаю, прежде чем начать работу… Поэтому каждая картина для меня – целое рассуждение об искусстве и жизни. И зрителя я ищу подготовленного, просвещенного в духовной сфере и в искусстве. Требую от него долгого взгляда, ассоциаций. Требую, чтобы он думал о картине даже после выставки. Конечно, все люди разные – и багаж знаний у всех отличается. Но знания можно восполнить. Научиться видеть и мыслить художественно – тоже.
Посетители выставки наверняка остановят взгляд на многочисленных полотнах храмов и монастырей. Белокаменные колокольни, золотые купола… Линия горизонта стерта, почти иконописные «лещадки» и «пяточки» (элементы пейзажа на иконах, изображаемые в виде уступов гор) заполняют фон. И зритель понимает, что храмы опираются на небесную твердь, хотя построены на грешной земле. Церкви – особая тема для художника.
– Во многом благодаря увлечению храмовым искусством я выработал свой стиль, – рассказывает мастер. – Когда-то на одном из первых пленэров в Малоярославце я написал серию этюдов с видами монастырей. Малоярославец – необыкновенный город! Сияющие здания церквей, их форма, изгибы… Эту красоту мне хотелось воссоздать на полотне один в один. Но, собираясь на очередной пленэр, я взглянул на старые этюды и подумал: «Неужели снова напишу, как в прошлый раз?» И я пошел на эксперимент. Во-первых, я попробовал по-другому посмотреть – заглянуть в закрытые для посетителей уголки, например, на монастырский двор или в еще не отреставрированные части храмов. А еще я понял, что эти великолепные здания велики и внешне, и внутренне. И постарался это отразить – пятнами, цветом.
Художник признается, что постоянное участие в творческих поездках по старинным городам нашей родины и работа над темой церковного зодчества дали ему возможность соприкоснуться с таинством веры.
– В детстве меня обокрали! – с сожалением говорит Юрий Иванович. – Отняли целый пласт культуры! В родной деревне храм разрушили еще до моего рождения. Всякая религиозная мысль была выхолощена. Родители к Церкви не успели прикипеть. Только по воспоминаниям бабушек и дедушек я что-то узнавал. И как только появилась возможность участвовать в пленэрах в Суздале, Рязани – я откликнулся, потихоньку стал вникать в неторопливую жизнь обителей, старинных храмов…
Но на холстах мастера вы не увидите внутреннего убранства церквей. Нет на полотнах и застывших в молитве паломников и монахов.
– Думаю, ворота в храм для меня как для художника пока закрыты, – признается Юрий Иванович. – Много раз я думал о том, чтобы написать людей в храме, изобразить невероятную по внешней красоте и внутреннему наполнению соборную молитву, но не находил в себе сил это передать. У меня еще нет для этого нужной кисти и правильных красок. Я полностью еще не научился этим жить, поэтому – недостоин. Но путь к цели известен. Он долгий, трудный: дела, поступки, внутренняя работа над собой… Пока делаю первые шаги. Я никогда не напишу такую картину на заказ – это личное, мое… Но, возможно, напишу ее в минуту сильного душевного переживания, когда краски в моей жизни, сгустятся так сильно, что Церковь будет сиять в моей жизни и на моем полотне невыразимой чистотой и дарить надежду.
Юлия Кривоченко