ЭКО или Промысел Божий: на что уповаем
Ухудшение демографической ситуации – одна из главных забот нашего государства. Стимулировать рождаемость пытаются сегодня как с помощью различных социально-экономических программ, так и прибегнув к помощи биомедицинских технологий. Многие пары возлагают большие надежды на экстракорпоральное оплодотворение. Наверняка каждая женщина хотя бы раз слышала про ЭКО. Однако появление на свет чудо-деток «из пробирки» вовсе не так просто, как кажется, и вызывает множество нравственных и биологических проблем, о которых стоит задуматься кандидатам в мамы и папы.
С точки зрения науки
ЭКО – лишь одна из методик вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Суть ее сводится к получению зародыша вне тела женщины и последующему перенесению его в лоно матери. Для проведения этой процедуры требуется получение яйцеклеток матери и сперматозоидов отца. В случае болезни одного из супругов или при вынашивании ребенка суррогатной матерью могут использоваться донорские клетки. То есть родители предоставляют только биоматериал, остальное происходит благодаря работе специалистов.
Насколько приемлемым для человека является подобный способ деторождения? За комментарием мы обратились к заведующей родильным отделением N 2 Елене Александровне Овсянниковой:
– Даже с чисто медицинской точки зрения новые репродуктивные технологии – это неправильно, – сразу говорит врач с 12-летним стажем. – В природе действует принцип естественного отбора. И пары, которые неспособны произвести на свет здоровое потомство, просто не обзаводятся детьми. Сегодня мы, ученые и врачи, вмешиваемся в естественный цикл течения беременности и всячески нарушаем правило отбора, поддерживая организмы матери и ребенка медикаментозно. Мамочки, которые имеют проблемы с вынашиванием, принимают столько антибиотиков и иммунокоррегирующих препаратов, что их можно сравнить с йогуртами длительного хранения. Но они смогли зачать самостоятельно, и наш врачебный долг – поддержать жизнь, которая только зародилась. Зачатие в «пробирке» – совсем другой случай. Это не поддержание жизнедеятельности, а жизнь с нуля. И прежде чем идти на ЭКО, нужно хорошо подумать – почему нужно прибегать к такому методу?
– Сайты московских клиник представляют экстракорпоральное оплодотворение как простой способ обзавестись потомством, который сэкономит время и нервы бездетным супругам. Неужели это так просто и нет ограничений?
– Следует понимать, что ЭКО – крайний способ лечения, к которому стоит прибегнуть только в заведомо тяжелой ситуации, – подчеркивает Елена Александровна. – При таком методе зачатия проводятся гормональные инъекции, стимуляция яичников, которые для здорового организма чреваты последствиями. Однозначным показанием к процедуре являются физиологические нарушения у женщины, например, отсутствие или перевязка труб, длительное бесплодие. Только в этом случае все процедуры пойдут на пользу. Сегодня действует правило обязательного информированного согласия, которое подразумевает освещение всех подробностей и возможных последствий ЭКО. Подписывая договор перед процедурой, пациенты знают, на что идут.
Благо, в нашей области ЭКО не стало широко разрекламированной модной процедурой. Не каждая пара с диагнозом «бесплодие» получает направление от врача. На самом деле большинство семей нуждаются в тщательном обследовании и изучении образа жизни. При первичном бесплодии беременности вообще не наступает, вторичное – как правило, результат предшествующего аборта. Большинство случаев первичного и вторичного бесплодия поддается лечению традиционными способами. Все назначения индивидуальны, и причина может быть легко устранима. Однако анализы и процедуры порой требуют больших временных и финансовых затрат. И далеко не каждая пара готова пройти все ступеньки на пути к естественному зачатию. Кто-то понимает, что еще не готов стать родителем, а для кого-то альтернатива ЭКО становится вариантом «быстро и просто сделать бэби».
Вопрос жизни и смерти
Главный порок технологии ЭКО кроется в отношении к зародышам. В медицине 4-10-дневный организм, еще не перенесенный в лоно матери, вопреки всем законам биологии принято называть преэмбрионом. Получается какая-то «дожизнь». Такая трактовка позволяет без мук совести совершать с зародышем различные манипуляции – замораживать про запас, использовать для научных исследований (в том числе для получения стволовых клеток), уничтожать. Очутившись в утробе матери, организм получает право официально именоваться эмбрионом. Однако на этом его права исчерпываются: любой из прижившихся зародышей может ожидать редукция (уничтожение). В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения». Следовательно, право на жизнь возникает исключительно с момента появления ребенка на свет.
Мнение Церкви в этом вопросе принципиально иное: началом жизни считается слияние клеток отца и матери. Уничтожение «лишних» эмбрионов после проведения ЭКО недопустимо. У однодневного эмбриона уже есть душа. Поэтому любые манипуляции с зародышами, в том числе использование их в качестве источника стволовых клеток, просто аморальны.
Чтобы избежать греха, женщина может оставить в живых все эмбрионы, но угроза для здоровья матери значительно возрастет:
– Природа оберегает нас от многоплодной беременности, которая чревата выкидышами и смертью младенцев, – объясняет заведующая роддомом N 2 Елена Александровна Овсянникова. – Мы же воображаем, что с технологиями нам подвластно все, идем наперекор естественному течению вещей. Хорошо, что в России ограничили допустимое число зародышей, которые можно подсаживать женщине. Большинство уже не спешит прибегать к редукции. Однако в заграничных клиниках, например, украинских перинатальных центрах, услугами которых часто пользуются наши граждане, продолжают «экспериментировать» с большим количеством эмбрионов, чтобы увеличить эффективность и удешевить саму процедуру. Тут придется выбирать: идти на грех убийства или рисковать здоровьем.
Клирик Александро-Невского кафедрального собора, помощник Благочинного по катехизации и социальному служению иерей Николай Дубинин: – Делать ЭКО или нет – вопрос веры. Чисто по-человечески понять тех, кто прибегает к такому методу зачатия, можно: для многих это последняя надежда. Но если мы хотим жить в лоне Церкви и соблюдать каноны, следует знать, что даже зародыш «из пробирки» имеет право на жизнь, а редуцирование «лишних» эмбрионов и уничтожение неиспользованных оплодотворенных яйцеклеток есть грех убийства, в котором повинны как врач, так и родители. Желая быть православными в своих глазах, многие не готовы быть христианами по-настоящему. Конечно, только смирение и упование на волю Господа – правильный ответ на этот непростой вопрос. |
Хотя программе ЭКО в России исполнилось уже 26 лет, только в 2011 году российские чиновники озаботились этической стороной вопроса и запретили всевозможные генетические манипуляции: «заказать» пол ребенка, цвет волос и глаз – это вполне по силам современной медицине. Также под запрет попало подсаживание матери более двух эмбрионов за одну процедуру ЭКО. Вместе с тем российское законодательство ничего не имеет против уничтожения «излишних» и невостребованных эмбрионов и даже редукции уже наступившей беременности. Аборты разрешены и повсеместно распространены в России.
Раз на раз не приходится
ЭКО – не волшебная палочка. Успех метода зависит от множества факторов: возраста родителей, состояния организма, самой причины бесплодия. Порой бывает так, что в самом, казалось бы, благоприятном случае беременность все-таки не наступает с первого раза. А в другом – врачи качают головами, сомневаются, а потом с некоторым удивлением говорят: «Вы счастливица!».
Задумайтесь: эффективность процедуры экстракорпорального оплодотворения в нашей области составляет всего 40 процентов. То есть каждая вторая пара не получает положительных результатов с первого раза. – В нашем роддоме ЭКО-мамочки вполне осознанно пришли к такому выбору, – рассказывает Елена Александровна. – Это замужние женщины от 30 до 40 лет, которые долго, но безуспешно боролись с бесплодием. Некоторые повторяли процедуру по 5-6 раз. Неудачи после первой попытки редко останавливают женщин. Вообще, многие готовы платить от 100 до 300 тысяч рублей снова и снова, пока результат не окажется положительным. Получается «золотая» беременность.
– А если причина неудач в болезни мужа? Может, лучше подарить семейное тепло малышу из приюта?
– Мы наблюдали женщин, которые воспользовались донорской семенной жидкостью. Такой способ позволяет хотя бы частично унаследовать гены одного из родителей. Ведь именно боязнь «дурной наследственности» – одна из главных причиной отказа от усыновления. Неизвестно, чей генотип проявится в новорожденном – донора или матери. Это такой же риск, как и при усыновлении. Ни один из методов вспомогательных репродуктивных технологий не убережет от проблем воспитания, с которыми сталкиваются абсолютно все родители.
– ЭКО реально помогает повысить рождаемость в стране?
– На самом деле ЭКО не решает демографическую проблему, – говорит Елена Александровна. – Бесплодие нужно не лечить, а предотвращать. Правильное воспитание мальчиков и девочек – залог здорового общества. В семье и школе, с экрана телевизора нужно пропагандировать принципы нравственности и целомудрия. Беспорядочные связи и, как следствие, аборты и инфекции снижают способность к деторождению. Болячки матери и отца обязательно скажутся на здоровье ребенка – возможно, у него тоже будут проблемы с воспроизведением потомства.
Аборт – это уже крайность, но сегодня он входит в рамки того, что общество считает «нормальным». Многие полагают, что лучше прервать беременность, чем носить под сердцем нежеланного ребенка. Страшную процедуру можно сделать бесплатно: достаточно сказать в консультации, что у вас нет возможности содержать будущего малыша. Если неразумная мамаша не хочет отчитываться перед врачом и психологом, страшную процедуру можно сделать за 5,5 тысяч рублей. Согласитесь, цифра несравнимая даже с затратами на лекарства при традиционных методах лечения бесплодия. Выходит, зачать ребенка себе дороже. Может, властям стоит пренебречь правами женщины на репродукцию и запретить детоубийство?
Клирик Александро-Невского кафедрального собора иерей Максим Горожанкин: – Православный брак заключается не только ради продолжения рода. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, христианский брак – это способность увидеть в другом человеке то, что другие люди в нем никогда не заметят. Такое виденье – дар Божий двум сердцам и цель супружества. Чтобы сохранить и преумножить эту благодать, совершается таинство венчания, в котором испрашивается благословение Господа и Церкви. В любви и уважении муж и жена смогут прожить вдвоем и достичь Царствия Небесного, чтобы не разлучаться и в Вечности. Выходит, двое – уже семья. И союз без детей нельзя назвать неполноценным. Конечно, бесплодие – серьезная проблема, и решить ее можно разными методами. Но прежде чем прибегнуть к ЭКО, нужно задуматься – зачем? Часто родители хотят завести ребенка – «как все». Когда все друзья-подружки уже нянчат малышей, а свекровь пилит: «хочу внуков», чувствуешь себя «белой вороной». Вот тут и начинают в голову всякие мыслишки лезть: «а я чем хуже?» Дальше следует длительная осада врачебных кабинетов, поиск «виновного» и терзания по поводу собственной ущербности. Мне кажется, в этом есть большая доля эгоизма. Обратимся к Священному Писанию. Раньше люди совсем по-другому относились к бездетности. Авраам и Сарра, Иоаким и Анна не могли зачать до глубокой старости. Но они поверили Богу, положились на его промысел без ропота, и это вменилось им в праведность. А когда Господь дал им потомство, кем стали их дети? Ради собственных эгоистичных желаний семьи делают по 5-10 попыток ЭКО, не думая, есть ли в этом промысел Божий. Бесплодие не нужно принимать как проклятие. Возможно, Господь оградил нас от будущего, которое только Ему ведомо.Если желание подарить любовь и заботу так сильно, можно усыновить ребенка. Конечно, такой подвиг не каждому по силам. Остается смирение. Именно в такой момент проверяется истинность и чистота ваших желаний. Оставим ли место для дел Господа или допустим в нашу интимную жизнь других – решать только нам. |
Сегодня медицина достигла такого уровня развития, который позволяет не только оказывать врачебную помощь и облегчить страдания, но и непосредственно управлять самой жизнью человека от начала и до конца. Перинатальная диагностика дает возможность прогнозировать будущее ребенка, а генная терапия и хирургия это будущее позволяют менять. Реанимационные технологии и трансплантация органов призваны отодвинуть время смерти. А современные репродуктивные методы позволяют давать жизнь в «нечеловеческих», уродливых условиях. С легкостью прибегая к скальпелю и пробирке, нам не приходит в голову, что мы вмешиваемся в Промысел Божий.