Я молюсь, а Бог не отвечает…

Женщина, стоящая на коленях в молитве. Художник Джордж Генри Боутон, 1860 год

Так бывает, да. Мы приходим в храм, и на начальном этапе воцерковления нас поддерживает благодать Божия, а потом наступает пора, когда нам кажется, что все то, что мы делаем, делаем как-то не так, и Бог правда не отвечает.

Наступление этого периода не повод опускать руки, а стимул для плодотворной внутренней работы, чтобы продвинуться вперед. Подобный опыт переживали люди во все времена, и мы можем поучиться на примере святых тому, как себя вести, когда кажется, что небеса молчат и Бог не отвечает.

Одним из ярких примеров переживания богооставленности является опыт преподобного Силуана Афонского. Старец Силуан годами молился безответно, но не ослабевал в своем стремлении к познанию Бога. Всем известна самая важная часть откровения Господа преподобному Силуану, которая заключается в словах: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся».

Ученик старца Силуана, архимандрит Софроний, так пишет о понимании опыта богооставленности самим преподобным: «У старца была своеобразная мысль, что искать Бога может только тот, кто Его познал и затем потерял. Он считал, что всякое искание Бога предваряется как-то внушением Бога. Бог не творит над человеком никакого насилия, но терпеливо стоит у сердца человеческого и смиренно ожидает, когда откроется Ему это сердце. Бог Сам ищет человека, прежде, чем человек взыщет Его; и когда, уловив удобный момент, Господь является человеку, только тогда человек познает Бога в данной ему мере и начинает уже искать Бога, Который скрывается от сердца. Старец говорил: “Как будешь искать то, чего не терял? Как будешь искать то, чего не знаешь вовсе? Но душа знает Господа, и потому ищет Его”».

Именно предыдущий опыт живого познания Бога может помочь нам, когда начинает казаться, что сил уже нет даже кратко помолиться. Бог видит нас и в эти минуты или периоды нашей жизни.

В святоотеческой литературе, древних патериках и житиях святых мы можем встретить множество свидетельств того, как люди стояли перед выбором, уже, казалось бы, сделав его. Остаться в монастыре или уйти в мир? Эта тема многих поучений и размышлений житийной литературы. Когда мы переживаем кризис среднего возраста, особенно важно беречь себя от поспешных решений относительно кардинальных перемен в своей жизни. Это касается любой профессии. Когда, например, священник оставляет свое служение, – это людьми со стороны воспринимается как духовная трагедия, катастрофа. Это так и есть, конечно. Но если мы посмотрим и на другие сферы жизни и профессии, связанные особенно со служением людям, то так же можем видеть, как трагично может все обернуться, когда человек меняет сферу деятельности, надеясь убежать от себя, и в итоге теряет и профессию, и какую-то ценную часть своей жизни. От себя уж точно не убежишь – ни в монастырь, ни обратно в мир из монастыря. И не всегда смена деятельности может пойти во благо. Нужно молиться Богу о даровании сил к тому, чтобы, оставаясь на своем месте, приносить пользу и себе и ближним.

Молиться не только в храме, но и дома. Поэтому советую обратить свое внимание на обычный домашний молитвослов. Среди разных молитв в нем содержатся каноны. Их, как правило, три: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.  Канон – это текст, состоящий из 9 отрывков или песней. В храме канон (Спасителю, Богородице или тому святому, память которого молитвенно совершается) читается ежедневно за вечерним богослужением. Наличие трех канонов в нашем молитвослове говорит о неразрывной связи между молитвой, которая совершается в храме, и нашей домашней молитвой. В канонах заложен глубокий богословский смысл и богословское наполнение канонов, порой много глубже, чем содержание акафистов, которые в богослужении употребляются куда реже.   Когда мы приходим в храм, то слышим, как канон на утрени читает чтец с клироса. Полезным для каждого христианина было бы ознакомиться с каноном тому святому, имя которого мы носим. Богослужебные тексты с течением времени становятся все более доступными, и многие каноны святым можно найти в свободном доступе в сети интернет. Также можно дома прочесть тот канон, который будет читаться за ближайшим богослужением, – тогда участие в общей молитве в храме будет более осознанным. Осознанная молитва приближает нас к Богу, возвращает ощущение благодати, которое мы испытывали, будучи в самом начале пути.

В жизни каждого человека может случиться так, что его вера поколеблется или вообще наступит пора неверия. Митрополит Антоний Сурожский, вспоминая о своем духовнике – игумене Афанасии, подчеркивал такую деталь: в духовной семинарии будущий отец Афанасий потерял веру. Потом обрел ее вновь и всеми силами своей души постарался сохранить и преумножить. В итоге став монахом и внимательным духовником. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих творениях много размышляет над проблемой утраты веры. «Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера; может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства».  Но отчаиваться не стоит. «Надо надеяться на Господа при всех искушениях, при всех безотрадных состояниях души: избавит Господь».

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 3

АРХИВ ГАЗЕТЫ