«Из-за этого мне в храме страшно с самого детства…»

Перед причастием. Изображение с сайта christianskaya-vera.ru

Помните, наверное, все эту дивную фразу: «Не балуйся, Бог накажет»? Или еще лучше: «Будешь маму не слушаться – Бог накажет»? Дорогие родители, дедушки и бабушки! Пожалуйста, никогда не говорите так своим детям.

Это просто моральное преступление. Бог в глазах ребенка после этих слов превращается в грозного карателя по самым мелким поводам. Кашу не съел поутру – и небеса по логике бабушки должны разверзнуться. Так ведь получается, не правда ли?

В разговоре со своими детьми, как ни странно, мы очень часто замыкаемся на себе. Вот идет маленький человек на исповедь, возможно в первый раз. Какое же он слышит наставление от мамы или бабушки? Правильно! «Скажи батюшке, что родителей не слушаешься». Это глобальная проблема. Я, конечно, понимаю, что, возможно, некоторым родителям хочется тотального повиновения со стороны своих детей. Но всему есть предел. Однажды мне даже пришлось остановить одну такую ретивую бабушку, которая прямо за несколько шагов до исповедального аналоя наставляла своего внука. Я имел неосторожность сказать ей ранее, чтоб она подготовила ребенка к исповеди. Мы, как оказалось, совершенно по-разному понимаем, какой должна быть такая подготовка. Фраза: «Запомни и батюшке повторишь: плохо учусь и маму обижаю», которая донеслась до моих ушей, заставила меня прекратить сей ликбез и взять дело в свои руки.

В итоге мы очень хорошо, тепло, вдумчиво поговорили с ребенком. И рассказал он мне все, что хотел, – хотел сам. А не то, что требовала бабушка.

Я не враг бабушек, вы не подумайте. И у меня опыт взаимоотношений с бабушкой – больше про радость и счастье, чем про нотации и наставления.

Но многие из нас, верующих, так или иначе сталкивались с подобного рода наставлениями в своем детстве. И теперь мы исправно передаем их по цепочке своим детям и внукам.

Конечно, кто-то сочтет такого рода ситуации досадной и нелепой мелочью, которая не стоит внимания. Но, увы, это не всегда так. Ложный посыл заставляет нас рисовать в своем воображении ложный образ Бога. И этот «Бог», он почему-то всегда наказывает. Это может повлечь за собой целый ворох проблем и кризисных явлений, которые потом героически будут разбирать психологи, священник и сам уже далеко не молодой человек.

Многие люди именно поэтому не приходят в храм. Сложно отделаться от мыслей, что нужно идти туда, где наказывают даже маленьких детей. «Куда уж мне теперь, взрослому?» – думает такой вот рядовой гражданин. Если даже в детстве было за что «получить», то теперь уж подавно придется «огрести». Мне лично нередко приходится слышать о том, что некий взрослый человек вроде бы и желает начать христианскую жизнь, но боится еще больше нагрешить, находясь в Церкви, чем пребывая вне ее. Зачем же ему такая головная боль, если до этого жилось легко и спокойно, да и жил он скромно и прилично?

И даже если этот человек все же сознательно переступит порог храма и начнет воцерковляться, то вот эта установка на наказание может в дальнейшем отозваться гулким эхом в его душе. Мы ведь с вами тоже открываем Священное Писание и цепляемся волей-неволей за ветхозаветные примеры междоусобных войн, которые послужили наказанием за отступление иудеев от истинного Бога. Цепляемся и задумываемся, начинаем проникаться идеей…

На заре церковного возрождения все вопросы, которые возникали у тех, кто только что переступил порог храма, как правило, были адресованы людям старшего поколения. Каждый имел, конечно, разный стаж церковной жизни. Кто-то и лба вчера не умел перекрестить, а кто-то как мог, хранил народные, а вовсе не церковные традиции… Это порождало массу суеверий и ошибок, поскольку эксперты в возрасте часто советовали то, что никак не относилось к Преданию Церкви. Спустя годы ситуация, конечно, существенно изменилась. Появилось много книг, периодики, появился интернет. Теперь в два клика можно получить ответ на любой вопрос и скачать практически любую книжку. Библия уж точно стала доступна на всех языках, тогда как раньше даже Священное Писание было далеко не у всех. Так зачем же мы продолжаем придерживаться заблуждений, если весь мировой опыт веры находится у нас в свободном доступе? Зачем мы продолжаем слушать бабушек, наставляя детей, а не советы священнослужителей?

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

32 − 27 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ