Иуда: мотивы преступления

Иуда. Художник Э. Окунь, 1901 год

В предыдущем номере «Православного Осколья» мы начали говорить об Иуде Искариотском – одном из двенадцати апостолов, который предал Господа Иисуса Христа, выдав Его первосвященникам на смерть.

Каковы были мотивы его преступления? Почему для предательства понадобился поцелуй, превратившийся из жеста любви в жестокую издевку?

Из книг Нового Завета и церковного Предания мы знаем две причины поступка Иуды – сребролюбие и действие сатаны. Евангелист Матфей называет в качестве причины предательства жажду обогащения: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:14-15). Марк тоже настаивает на главенствующей роли этого греха: «И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники» (Мк. 14:10-11).  Лука комбинирует, считая мотивом предательства сребролюбие и участие сатаны: «Вошел же сатана в Иуду… и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Лк. 22:3-5). Иоанн Богослов тоже упоминает об участии врага рода человеческого: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27), однако прямо говорит о сребролюбии Иуды, укорененном в нем до такой степени, что он воровал из денег апостольской общины.

Сложно сказать, что сребролюбие, отличавшее Искариота, было единственным и главным мотивом его поступка: с одной стороны, не такие уж это были и большие деньги, с другой – в этом случае непонятно его дальнейшее поведение. Он раскаялся в своем поступке, понял, что «согрешил, предав кровь невинную» (Мф. 27:4), бросил сребреники в храме, пошел и повесился. В книге Деяний апостольских есть другая версия его смерти – «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:18). Папий Иерапольский, один из первых христианских святых, примиряет две эти версии, говоря о том, что Иуда повесился, но веревка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его».

Удивляет не только то, как легко предатель расстается с деньгами. Почему все же поцелуй? Может, он вообще не понимал, что делает, а был управляем диаволом? Но ведь он раскаивается, хотя и бесплодно. И перед синедрионом он обвиняет именно себя, а не врага рода человеческого. И Спаситель предрекает, что будет предан человеком, а не сатаной. С конца XIX века было выдвинуто огромное количество самых фантастических теорий, пытающихся переосмыслить предательство Иуды: бунт против римского гнета и наоборот – утверждения, что он был агентом Рима, и даже упомянутая нами гностическая версия о том, что Иисус Сам попросил Искариота поступить таким образом.

Покаяние Иуды. Художник С. Гомес Поло, 1874 год

Евангелие рассказывает нам о том, что иудеи ждали Мессию как земного владыку, который освободит их от порабощения и позволит воцариться над всеми народами. Так воспринимают Его не только фарисеи и саддукеи. Евангелист Матфей, например, рассказывает, что мать сыновей Зеведеевых просит Христа, чтобы Он сделал их Своими ближайшими помощниками: «…скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:11). В ответ она и апостолы слышат проповедь Спасителя о том, что во Царствии Божием все иначе: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом…» (Мф. 20:26-27). Конечно, эти слова никак не вписываются в приземленные представления иудеев о Мессии. Наверняка сребролюбивый, прагматичный Иуда ждал именно такого Мессию – земного царя и властелина. Может, он понял, что Иисус не стремится к земному, политическому  владычеству, и возненавидел Его? И тогда его поцелуй – это просто издевка? Но почему тогда он так воспринял смерть Учителя, которого предал?

Искариот искренне любил деньги – собирал их, копил, даже воровал. Возможно, он решил, что Христос недостаточно быстро идет к земному господству и нужно спровоцировать конфликт, чтобы подвигнуть Учителя на более решительные действия. Сребролюбец мог подумать, что с наступлением царства Мессии он сохранит должность казначея и баснословно разбогатеет. В эту версию вписывается его сребролюбие: не ради тридцати сребреников шел он на предательство, а ради огромной казны, к которой он надеялся иметь доступ. Понятен становится и поцелуй, в этом случае он – знак почета, а не акт ненависти. И вот, наступает разочарование: Иисуса приговорили к распятию, надежды Иуды на участие в правительстве Мессии рухнули. С точки зрения предателя, Учитель – хороший человек, проповедник и даже чудотворец, но… не справившийся с «мессианством» в искаженном понимании сребролюбца. Он понимает, что предал невиновного Человека, а потому, испытывая муки совести, оканчивает жизнь самоубийством.

В этой статье больше вопросов, чем ответов, и это неспроста. Мы никогда не поймем до конца, что руководило бывшим апостолом, чье имя стало нарицательным для предателей вот уже две тысячи лет. И вполне возможно, это непонимание нам даже полезно: нельзя уложить сложную, многогранную человеческую душу в простой алгоритм, в набор из нескольких функций. Евангелие показывает нам, что даже злодея нельзя воспринимать упрощенно, как воплощение зла. Христос жалеет Иуду, намекает ему, пытается остановить. Встречая людей, совершающих зло, мы тоже можем вспомнить о том, что Господь и их любит, сожалеет о них и ждет. А когда мы сами хотим чего-то злого и разрушительного, нелишним будет задать себе вопрос, с которого мы начали эту статью: что мне сделать, чтобы не стать таким, как Иуда?

 

Протодиакон Сергий Епифанцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

78 + = 81

АРХИВ ГАЗЕТЫ