Николай Александрович Иваницкий родился 22 мая 1896 года в семье священника. Место рождения будущего протоиерея — село Репец Ястребовского уезда Курской губернии. Окончив полный курс Курской Духовной семинарии в 1917 году, 14 мая того же года повенчался с девицей Марией Петровной Новиковой. А уже 22 мая епископом Курским и Обоянским Феофаном (Гавриловым) посвящен в сан пресвитера.
1917 год стал переломным для всей Российской истории. Октябрьский переворот на многие десятилетия перевернул и изменил весь уклад жизни в стране. Вот как описывал дух времени профессор С.Н. Булгаков в своем обращении «Ко всем чадам Православной Российской Церкви» на одном из заседаний Поместного Собора в 1917 году: «Великие бедствия постигли уже Родину нашу, но чаша гнева Божия всё ещё изливается на нас, и новыми грехами мы умножаем, сей праведный гнев. Ко всем несчастиям присоединилась великая междоусобица, охватившая Русскую землю. …Открыто проповедуется борьба против веры Христовой, противление всякой святыне и самопревознесение против всего называемого Богом (2 Фес. 2, 4). …Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и её святыни. Они становятся изменниками Родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших. Но, к нашему несчастью, не родилось ещё власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной…».
В такой сложный исторический период отец Николай начинает свое пастырское служение. В конце мая 1917 года Указом Курской Духовной Консистории иерей Николай Иваницкий получает свое первое назначение настоятеля Дмитриевской церкви села Выползово Солнцевского района. Как указано в «Послужном списке»: «прослужил в этом приходе 13 лет (вплоть до января 1930 года)». И только после закрытия церкви в селе Выползово он по благословению епископа Старооскольского Онуфрия (Гагалюка) получает назначение к Вознесенскому храму г. Нижнедевицк. Оставшись верным Русской Православной Церкви, находясь в «молитвенно-каноническом общении с Патриаршею Церковью, возглавляемой Святейшим Патриархом Тихоном» в 1920-е годы, молодой иерей Николай Иваницкий в период массового закрытия храмов и арестов священников принимает решение в 1932 году перейти на гражданскую службу. И в течение шести лет, до 1938 года работает бухгалтером в Средней Азии. В своей автобиографии отец Николай писал: «Скрыть свое социальное положение было невозможно. Одновременно получая поощрения и правительственные награды как «отличник производства», я получал предложения добровольно оставить службу в том или другом учреждении. Такая же судьба постигла и жену, лишь потому, что она носила мою фамилию. В 1932 году с женой сделали развод, она устроилась на работу в Сталинграде, а я уехал в Ташкент. Перст Божий наказал меня за малодушие. В Ташкенте я заболел, болезнь дала осложнение». В 1942 году солдат Николай Иваницкий встал на защиту Родины – 22 мая он был призван в армию и назначен рядовым в составе 92-го запасного стрелкового полка. Однако в рядах Красной Армии Николай Иваницкий пробыл всего два года: в 1944 году из-за резкого ухудшения здоровья демобилизован. Оставив военную службу, он принимает решение вернуться в «лоно Матери Церкви» и в августе того же года подает на имя епископа Курского и Белгородского Питирима (Свиридова) прошение «о снятии с него запрещения о самовольном оставлении места служения, наложенного епископом Онуфрием (Гагалюком)». 5 августа 1944 года епископ Питирим наложил на прошение резолюцию: «Снимается запрещение в священнослужении со священника Николая Иваницкого. Благословляется ему участвовать в Богослужениях в Вознесенском храме слободы Казацкой Старооскольского района». И отец Николай вернулся к духовному служению.
В 1946 году батюшка получает новое назначение и переезжает в село Ключи Горшеченского района, где становится настоятелем при Казанском храме. Но не успел отец Николай обосноваться на новом месте, как спустя два года его вновь переводят. В 1948 году иерея Николая Иваницкого назначают настоятелем Гуменской церкви вместо отца Федора Пруткова, чей «резкий и грубый нрав», по мнению прихожан, стал причиной «напряженной атмосферы» в Александро-Невском храме. Отец Федор отправляется в село Ключи, чтобы занять опустевшее место настоятеля.
Приезд иерея Николая Иваницкого в декабре 1948 года в «больной приход слободы Гумны» — по выражению благочинного Старооскольского округа протоиерея Бориса Воинова, был сопряжен с ужесточением в этот период контроля над деятельностью религиозных организаций.
Александра Михайловна Клименко, внучка первого ктитора храма А.В. Емельянова, вспоминает храм в конце 1940-х годов, когда она с мамой приходила на службы: «Внутри было холодно, потому что стекла в окнах наверху были разбиты». О ремонте и реставрации здания храма в это время говорить уже не приходится, это было невозможно. Для священнослужителей положение тоже сложилось плачевное: власть требовала сокращения времени службы, «ибо в церковь приходят трудящиеся, которые до этого занимались общественно-полезным трудом». В январе 1949 года подписан указ по епархии о запрещении священникам выполнять религиозные требы на дому, и, наконец, в апреле 1949 года ограничили колокольный звон на Пасху и «сосредоточили на территории храма или кладбища все обычаи, церковным уставом требуемые совершать вне стен храмов епархии».
Частое перемещение священников с одного места служения на другое, чтобы «не прикипели душой к приходу», было обычным делом в то время. В 1950 году отца Николая наградили саном протоиерея, а в 1951 году батюшку определили настоятелем Знаменской церкви села Бессоновка Микояновского района. Верующие села Бессоновки на имя епископа Курского и Белгородского Иннокентия (Зельницкого)(правящий архиерей с декабря 1951 г.) писали: «Присланный к нам в сентябре месяце 1951 года священник отец Николай Иваницкий со дня поступления нам понравился. Он проявил себя человеком порядочным, вежливым, уважительным, твердым, а как священник — с особым усердием к Богослужению. Особенно его проповеди трогают сердца верующих. Несмотря на свое болезненное состояние, отец Николай не пропустил ни одной службы, ни одной требы. Своим бескорыстным поведением и семейным образом жизни заслуживает уважения».
А прихожане Александро-Невской церкви в прошении на имя архиерея обращались с просьбой «вернуть отца Николая». Однако благочинный протоиерей Борис Воинов докладывал епископу Курскому и Белгородскому Нестору (Сидоруку) († 1951 г.): «Должен сказать, что во вверенном мне благочинии есть несколько священников, которые вполне могли бы удовлетворить всем нуждам больного прихода слободы Гумны». И в октябре 1952 года отец Николай уже настоятельствовал в Троицкой церкви села Беломестное Новооскольского района. В последующие 10 лет своего служения (с октября 1952 года по август 1962 года) протоиерей Николай Иваницкий сменил еще пять приходов, послужив настоятелем церквей, как в Белгородской, так и в Курской областях.
С июня 1964 года батюшка проживал один в селе Илек Беловского района Курской области, нес послушание настоятеля Покровской церкви. Болезнь окончательно подорвала здоровье священника. Матушка Мария, будучи инвалидом I группы Отечественной войны, жила в Старом Осколе, где за ней ухаживали родные сестры, по причине того, что отцу Николаю и матушке Марии Бог не дал детей.
В сентябре 1965 года в больнице слободы Белой Суджанского района Курской области на семидесятом году жизни после продолжительной болезни протоиерей Николай Александрович Иваницкий скончался. По благословению епископа Курского и Белгородского Серафима (Никитина) отпевание прошло 27 сентября 1965 года в 4 часа дня в Свято-Никольской церкви слободы Белая. Похоронили отца Николая на местном кладбище.
Светлана Шестакова