Советский период для пастырского служения был трудным, если не сказать – мученическим. Священство принимали только те, кто твердо верил во Христа, прекрасно понимая, что за подобным решением вряд ли последует богатый приход и повсеместное людское почитание; скорее всего, их ждут лишения, гонения и, возможно, насильственная смерть.
О священниках Александро-Невского кафедрального собора довоенного периода практически ничего не известно. Скудные сведения встречаются в следственных делах. Архивы послевоенного времени сохранились гораздо лучше.
Протоиерей Макарий Дмитриевич Переверзев прослужил в Александро-Невском храме недолгий срок – с 8 мая по 1 декабря 1953 года, но его судьба достаточно показательна для священника тех лет и может стать яркой иллюстрацией времени, когда Церковь жестко отделяли от народа.
Макарий Дмитриевич Переверзев родился 15 марта в 1888 году в семье служащих. В 1907 году он окончил реальное училище и поступил на пастырские курсы, обучение на которых завершил в 1910 году. С 1913 по 1918 год он служит псаломщиком в церкви во имя Архангела Михаила села Средняя Дорожня Курской области. Гражданская война нарушила сложившийся уклад жизни, города, села, целые губернии становились то красными, то белыми. Каждая власть устанавливала свои приоритеты и порядки. Красные архиереев расстреливали. Белым было не до религии.
В 1921 году Макарий Дмитриевич женится на Марии Алексеевне Ляховой. На следующий год в Белгороде 1 мая епископом Никоном он рукоположен в диакона, через день – во священника, и определен клириком Покровской церкви в Старом Осколе. Через год его определяют служить в Ильинский храм. Здесь пройдет самый продолжительный период его служения – 10 лет. Владыка Онуфрий, будучи епископом Старооскольской кафедры, наградит отца Макария за усердные труды скуфьей. Но столь ревностные пастырские труды вряд ли угодны богоборческой власти. В 1933 г. отца Макария направляют в село Красная Долина (Касторенский район Курской области). В храме Владимировской иконы Божией Матери батюшка прослужит вплоть до своего ареста. 18 января 1938 года его уведет конвой, без суда и следствия он будет выслан на север. Вернется из ссылки только после войны, в конце 1945 года, и через десять дней иерея Макария назначат на приход храма Казанской Божией Матери в селе Комаревцево Чернянского района. Послевоенная политика властей в отношении священников была продуманной: не сильно прижимать, но и не поваживать. Богослужения – только для старушек, отпевание разрешат, за крестины – накажут. Церковная касса – у приходского совета, который без благословения настоятеля распоряжается деньгами. Уполномоченный по делам религии строго следит, чтобы батюшка долго не задерживался на одном приходе, и люди не привыкали к священнику. Частые переходы из одного храма в другой – естественная практика для того времени. Личные дела священников пухнут от огромного количества жалоб, доносов, прошений и объяснительных записок. Докопаться до истины, отобрать зерна от плевел непросто, нужен опыт, понимание внутрицерковной жизни, знание исторической ситуации.
Знаменский храм в селе Роговое Горшеченского района, куда в 1947 году был определен отец Макарий Переверзев, давно требовал капитального ремонта. Как пишет батюшка, крыша «вся дырявая и сильно текла, а в некоторых местах кровля вообще отсутствовала, и можно было видеть даже небо». Долг в епархию составлял три тысячи рублей, деньги из церковной кассы разворовывались старостой и псаломщиком. Батюшка приложил немало сил, чтобы изменить ситуацию на приходе, привести храм в порядок и произвести ремонт. Кроме того, он добился через суд (невиданное дело!), чтобы совхоз вывез зерно из храма, который совхозное начальство превратило в склад.
В итоге сильно обострились отношения отца Макария с местной властью и церковной общиной. От старосты в епархию и уполномоченному сыпались жалобы и клеветнические письма, его обвиняли в растрате денежных средств. Местные борцы с религией угрожали смертью. Во избежание серьезных последствий иерея Макария Переверзева в 1952 году перевели в Вознесенский храм Казацкой слободы, а в следующем году его назначили настоятелем Александро-Невского храма.
Проблемы по обустройству храма все те же. Отец Макарий попытался прекратить разворовывание денег, он уволил членов ревизионной комиссии и работников на кассе, так как через кассу проходила оплата треб. И тут же получил очередной удар – обвинение в воровстве. Благочинный по поводу разбирательства очередного скандала не без досады назвал отца Макария «неисправимым пастырем». Потребность жить согласно заповедям Божиим в нем, действительно, была неистребима.
Постоянное противостояние сильно сказалось на здоровье пастыря, подорванного восьмилетней ссылкой. Зрение стало резко ухудшаться. Потребовалась операция. Попав в больницу, батюшка оказался без средств к существованию, сильно бедствовала и его семья, проживавшая в Рыльске. Но от пастырского пути, «к которому всегда стремился всей душой и сердцем», он даже не подумал отказаться. В 1955 году правящий архиерей направляет отца Макария, уже плохо видящего, на служение в Свято-Никольский храм в Незнамово. Он запомнился жителям Незнамово как «слепенький батюшка».
Вот что пишет сам отец Макарий: «Служу в Незнамово, и все у нас было гладко и спокойно, никаких не было недоразумений, я перешел на зарплату. Люди относятся ко мне очень хорошо. С церковным советом тоже не было никаких недоразумений, хотя приходилось иметь и лишения. Квартиру ктитор оплачивал людям всегда с натяжкой, и тогда дело доходило до неприятностей. Отопление плохое, в мороз нередко приходилось сидеть в нетопленой хате. И теперь моя квартира до сих пор считается также и крестилкой. Когда ослеп, то, вполне понятно, держался только ради того, чтобы получать душевное удовлетворение. Ведь моя жизнь – сплошные страдания во всех отношениях. Если бы у меня не было такой любви ко Господу Богу и такого желания служить, я знаю, что вряд ли мог бы кто-то служить в таком положении. И так хочется получить эту сладость: стоять у престола Господа и возносить свою грешную молитву ко Господу».
По воспоминаниям В.М. Емельяновой, жительницы села, в храм отца Макария водили под руку. По вечерам в доме, где он жил, устраивались беседы.
Однажды на Пасху произошел показательный случай: во время крестного хода вокруг храма кто-то из пьяной молодежи попал в батюшку камнем. Священник остановился и горестно заметил: «Что вы делаете?! Вы думаете, в меня попали? Вы в себя попали!»
В это время отец Макарий практически теряет зрение. В 1962 году он уволен за штат по причине надвигающейся слепоты. И все-таки Господь дает ему еще раз послужить в храме. Чтобы спасти Свято-Троицкий храм от закрытия из-за долгого отсутствия священника, епископ Серафим в 1964 году благословляет его на совершение богослужений. Только через полтора года немощного батюшку сменил новый священник.
6 ноября 1969 года отец Макарий отошел ко Господу. Он должен быть похоронен на Стрелецком кладбище, недалеко от храма. Но церковный староста Свято-Троицкой церкви запретил не только хоронить священника на кладбище, сославшись на отсутствие места, но и заносить его в храм на отпевание. Такова цена человеческой благодарности. Протоиерея Макария Переверзева отпели в Александро-Невском храме старооскольские священники Анатолий Богута, Владимир Отт, Игорь Мягкий, Михаил Попов и Владимир Шантыко. Похоронен он на городском кладбище. Вечная ему память!
Светлана ВОРОНЦОВА